Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Особенности исчисления санкций за отдельные виды правонарушений
Налоговые органы ряда регионов применяют санкции, предусмотренные п.1
и 2 ст.120 НК РФ, за каждое нарушение или за нарушения в учете каждого объекта налогообложения. Так, в одной из известных автору ситуаций налоговый орган взыскал с организации по 5 000 руб. за каждый отсутствующий у предприятия счет-фактуру, а в другом случае - за всю совокупность неправильных проводок в налоговом периоде, повлекших занижение налога на прибыль, НДС и акцизов, санкция была взыскана трижды, т.е. по 5 000 руб. за каждый налог.
В обоих случаях размер санкций завышен. Дело в том, что штрафы по п.1и 2 ст.120 НК РФ применяются за "деяния, совершенные" в течение одного или нескольких периодов. Употребив термин "деяние" во множественном числе, законодатель исключил применение санкции за каждое допущенное нарушение. Следовательно, санкции, предусмотренные п.1 и 2 ст.120 НК РФ взыскиваются за всю совокупность ошибок в учете объектов налогообложения, допущенных в течение соответствующих периодов.
В заключении данной главы не могу не упомянуть, что Законом Российской Федерации от 9.07.99 г. N 154-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения и дополнения. Изменения претерпели виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение. В Приложении 1 приведены все правонарушения и налоговые санкции - действовавшие с 1.01.99 г., и появившиеся или измененные с 18.08.99 г., а также положения, которые действовали с 1.01.99 г., но утратили силу с 18.08.99 г. Пунктом 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что "акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют". В то же время п.3 ст.5 НК РФ устанавливает, что "акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей, имеют обратную силу" (в новой редакции). Из этих положений следуют общие правила определения мер ответственности за правонарушения, допущенные в прошлом и выявленные после изменения мер ответственности за их совершение. Эти правила можно использовать для определения мер ответственности за правонарушения, допущенные до 1.01.99 г. и в период с 1.01.99 г. по 17.08.99 г. включительно, которые выявлены после 17.08.99 г.:
1) если прежняя мера ответственности более легкая, чем существующая, то должна применяться прежняя мера ответственности;
2) если существующая мера ответственности более легкая, чем прежняя, то должна применяться существующая мера ответственности;
3) если ранее за правонарушение не было установлено ответственности, то взыскания не должны налагаться и после введения новых видов ответственности;
4) если в новой редакции не предусмотрена какая-либо ответственность за правонарушения, за которые раньше налагались взыскания, то взыскания не должны налагаться.
Такой порядок применения налоговых санкций подтверждается п. 5 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.99 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Можно подвести черту, проделанная в данной главе работа раскрывает, практически, все особенности исчисления и применения налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений.