Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Особенности исчисления санкций за отдельные виды правонарушений
Штрафы за непредставление сведений в налоговый орган
Согласно п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении местонахождения или места жительства - в срок не позднее
десяти дней с момента такого изменения.
Налоговые агенты обязаны в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика (подп.2 п.3 ст.24 НК РФ).
Несоблюдение сроков влечет применение санкции, предусмотренной ст.129.1 НК РФ. Согласно этой статье "неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей".
Эта санкция применяется за нарушение указанных выше сроков потому, что ст.126 НК РФ в этом случае не может быть применена. По моему мнению , в ст.126 предусмотрены санкции за непредставление лишь тех сведений, которые необходимы для налогового контроля, т.е. сведений, обязанность по представлению которых установлена гл.14 НК РФ "Налоговый контроль". Обязанность по представлению перечисленных выше сведений возложена на организации нормами, изложенными в других главах НК РФ. Поэтому к ним санкция, предусмотренная ст.126 НК РФ, не применима.
В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ "непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ". Эта санкция применяется в тех случаях, когда организация (налогоплательщик или налоговый агент) совершила следующие правонарушения:
- не представила одновременно с заявлением о постановке на учет (в одном экземпляре) копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации (п.1 ст.84 гл.14 НК РФ);
- не уведомила налоговый орган об изменениях в уставных и других учредительных документах, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением местонахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах (п.3 ст.84 гл.14 НК РФ).
Кроме того, непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) сведений, обязанность по представлению которых возложена на них иными законодательными актами и нормами НК РФ в целях осуществления налогового контроля, также влечет ответственность в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ.
Санкция в виде 50-рублевого штрафа не всегда оправданно применялась налоговыми органами. Так, налоговые органы практиковали ее применение за непредставление отсутствующих у организации документов, т.е. тех документов, которых у организации нет, но наличие которых у нее предусмотрено правилами ведения бухгалтерского или налогового учета. В частности, в одной из реально имевших место ситуаций налоговый орган потребовал от банка мемориальные ордера на каждую выполненную проводку; в другом случае от организации были потребованы первичные документы, составленные строго по форме, определенной Госкомстатом России. В обоих случаях организации таких документов при ведении бухгалтерского учета не составляли, используя иные методы учета. Налоговый орган, подсчитав количество документов, которые имелись бы у налогоплательщика при исполнении им требований бухгалтерского оформления хозяйственных операций, применил к организациям санкции, превышающие 1,5 млн. деноминированных рублей. Однако отсутствие у налогоплательщиков истребованных документов исключало взыскание с них 50-рублевого штрафа, поскольку ранее действовавшей редакцией п.4 ст.119 НК РФ было предусмотрено его взыскание лишь за непредставление документов, имеющихся у налогоплательщика. Поэтому судебным решением указанные санкции были отменены.