Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Особенности исчисления санкций за отдельные виды правонарушений
Изменениями к Вводному закону установлено, что в случаях, когда часть
первая НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за правонарушение, чем было установлено действовавшим ранее законодательством о налогах и сборах, то за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ за такое правонарушение. Санкция за налоговое правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., вообще не взыскивается, если ответственность за аналогичное по составу правонарушение НК РФ не установлена.
Эти дополнения во Вводный закон носят скорее разъясняющий характер, поскольку такой порядок вытекает из ранее принятых норм. Так, п.3 ст.5 установлено, что нормативные акты, смягчающие ответственность налогоплательщика, имеют обратную силу. Эта норма в свою очередь непосредственно вытекает из ч.2 ст.54 Конституции РФ. В ней сказано: "Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон".
Разъясняющий характер изменений, внесенных во Вводный закон, подтверждается тем, что до их принятия Пленумы ВС РФ и ВАС РФ установили такой же порядок применения норм НК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах (п.5 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).
Необходимо учитывать, что нормы НК РФ, устанавливающие ответственность за налоговые правонарушения, допущенные до 1 января 1999 г., не могут быть применены, если до этой даты ответственность за аналогичное правонарушение установлена не была. Если ответственность была установлена, но в меньшем размере, то санкция, введенная НК РФ, применяется в пределах размера санкции, установленной ранее. Эти правила непосредственно вытекают из ч.2 ст.54 Конституции РФ и п.2 ст.5 НК РФ. Однако они, к сожалению, не нашли отражения в разъясняющем НК РФ Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, а также в изменениях, внесенных в НК РФ.
С учетом изложенного по правонарушениям, допущенным до 1 января 1999 г., может быть использован следующий алгоритм:
1) определяется размер ответственности за налоговое правонарушение по
акту, устанавливающему эту ответственность в момент совершения правонарушения. При отсутствии такого акта виновное лицо ответственности не подлежит, и дальнейшие действия по алгоритму не проводятся;
2) определяется размер ответственности за налоговое правонарушение по
наиболее позднему из актов, устанавливающих эту ответственность. Если таких
актов нет, то санкции не применяются и дальнейшие действия по алгоритму не
проводятся;
3) сравниваются размеры санкций, исчисленные в первом и втором действиях предложенного алгоритма;
4) применяется меньшая из санкций.
Рассмотрим отдельные виды санкций, предусмотренные действующим законодательством, за отдельные вида налоговых правонарушений:
Санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет.
Согласно ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации-налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
1) по местонахождению организации, т.е. по месту ее государственной регистрации (п.2 ст.11 НК РФ);
2) по местонахождению обособленных подразделений организации, т.е. по месту осуществления этой организацией деятельности через соответствующее обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ);
3) по местонахождению морских, речных и воздушных транспортных средств, подлежащих налогообложению, т.е. по месту их государственной регистрации (подп.1 п.5 ст.83 и п.2 ст.11 НК РФ);