Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Юридический процесс и процессуальное право
Под процессуальной формой следует понимать совокупность процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата. Другими словами, процессуальная форма представляет собой особую юридическую конструкцию, воплощающую принципы наиболее целесообразной процедуры осуществления опредёленных полномочий. Такое определение подходит в одинаковой мере для характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, а не только органов правосудия, применительно к которым традиционно использовалась категория «процессуальная форма».
Сторонники широкого понимания юридического процесса выделяют и основные виды юридического процесса:
- учредительный (деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по реализации материальных норм, устанавливающих их правомочия по формированию, преобразованию или ликвидации органов государства);
- правотворческий (деятельность уполномоченных органов государства и должностных лиц по созданию норм права);
- правоприменительный (деятельность уполномоченных органов государства и должностных лиц по разрешению индивидуальных дел, имеющих юридическое значение; этот вид является доминирующим в системе юридических процессов);
- контрольный (проверка соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний)[12.231].
Специалисты по общей теории права утверждают, что «не всякая урегулированная правом процедура совершения юридических действий может быть признана процессом в том специальном юридическом смысле, который исторически сложился и принят в законодательстве, на практике, в науке»[13.56].
Концепция общего юридического процесса в целом возможна, ибо она, как и любая другая правовая теория, отражает реально существующие явления.
При широком понимании юридического процесса не допускается никакого принижения роли и значения правосудия как специфической формы деятельности государства. Речь идет лишь о том, что правоприменительный процесс многообразен и не может быть сведен только к разрешению споров или дел о правонарушениях и только к деятельности суда.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами (например, Закон " О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 10 января 2000 г).Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РБ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение; 2) процесс рассмотрения споров; 3) процесс определения мер юридической ответственности.
Юридический процесс и правовая процедура — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не идентичные. Понятие юридического процесса шире, ибо в одном случае оно может совпадать с определенной комплексной правовой процедурой в целом (макропроцедурой).
Процесс — совокупность самостоятельных отдельных правовых процедур и процедур, образующих в совокупности производства.
Обратимся к толкованию слов «процедура» и «процесс»: «процедура — официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо», «процесс — ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо"[20.630].
Следует согласиться с мнением, что юридический процесс должен рассматриваться как последовательная смена каких-либо правовых явлений, состояний, возникающих в жизни общества и вызываемых юридически значимыми действиями, совершаемыми носителями государственной власти, гражданами и юридическими лицами. Само движение, смена юридических явлений в жизни общества происходят в результате действия механизма правового регулирования общественных отношений.