Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Роль малых предприятий в экономике России
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых. Наиболее точно данные о малых предприятиях наиболее развитых стран содержаться в таблице №1.
Таблица№1
Основные показатели развития малого предпринимательства
в развитых странах (в конце 1990-х годов)
Страна |
Количество малых и средних фирм | Число занятых млн. человек |
Доля малых и средних фирм (%) | ||
Тыс.ед. | в расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | в ВВП | ||
Великобритания | 2930 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15777 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
Источник: Экономист 1999 г. №2 с.75
Что касается России, то малый бизнес здесь находится только на стадии развития. В 90-х годах наблюдался постепенный рост численности малых предприятий.
Таблица №2
Динамика численности малых предприятий в РФ за 1993-98 гг.
(тыс. ед.)
1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
560 | 865 | 896,9 | 877,3 | 900 | 840 |