Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Заявление руководства Государственной налоговой службы РФ
Следует констатировать, что идея придания Налоговому Кодексу Российской Федерации статуса закона прямого действия в рассматриваемом законопроекте не нашла своей реализации. Несмотря на то, что в тексте документа отражены многие положения ныне действующих инструкций и других правовых нормативных актов, каждый из разделов проекта Налогового Кодекса, посвященный конкретному налогу, содержит статью, в соответствии с которой инструкции по применению налога издаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Особо отмечалась высокая степень коллизионности положений проекта и в первую очередь, вследствие вторжения налогового законодательства в сферу регулирования других отраслей законодательства, в частности, гражданского.
Анализ текста проекта Налогового Кодекса свидетельствует о том, что проект, не устраняя уже имеющиеся коллизии правовых норм, в частности (статья 122) между пунктом 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, содержит возможность дальнейших коллизий между различными отраслями права.
Следует также отметить, что проект Налогового Кодекса написан как для понимания, так и практического применения языком.
Позиция Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам состояла в том, чтобы отклонив проект Налогового Кодекса Российской Федерации (части I-IV), в первоочередном порядке рассмотреть и принять блок федеральных законов по наиболее актуальным экономическим проблемам налогообложения, решение которых обеспечит условия для разработки и принятия федерального бюджета на 1998 год; избрать в качестве концепции совершенствования налогового законодательства поэтапное принятие новых редакций законодательных актов, начиная с повторного принятия ранее принятого Государственной Думой “Закона Российской Федерации “Об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации”; установить график рассмотрения и принятия в новой редакции законов по основным видам налогов (НДС, прибыль, подоходный налог с физических лиц, акцизы).
Изложенная позиция не была поддержана депутатами Государственной Думы. В результате длительного обсуждения было принято постановление о принятии в первом чтении проекта Налогового Кодекса Российской Федерации, поручении Комитету Государственной думы по бюджету, налогам и финансам при доработке казанного законопроекта ко второму чтению учесть ряд основополагающих положений, формирующих концепцию налоговой политики, в частности:
• введение в действие Налогового Кодекса Российской Федерации должно обеспечить значительное снижение налогового бремени с товаропроизводителей, создание приоритетных условий для инвестиций;
• необходимость приведения формулировок и определений, используемых в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством;
• включение в налоговое законодательство нормативных актов только законодательных (представительных) органов власти и представительных органов власти издавать нормативные акты только в случаях и по вопросам, прямо предусмотренным в налоговом законодательстве;
• обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков во взаимоотношениях с налоговыми органами, введения понятия умышленного и неумышленного нарушения налогового законодательства;
• усиление социальной направленности подоходного налога с физических лиц;
• определение источников формирования Федерального и территориальных дорожных фондов;
• оценка целесообразности увеличения ставки налога на добавленную стоимость с одновременным введением налога с продаж;
• уточнение порядка определения рыночных цен в целях налогообложения;
• оценка целесообразности включения в перечень налогов новых видов налогов (налог на доходы от капитала, социальный налог и других).
Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам и финансам совместно со специально созданной комиссией поручено доработать проект Налогового Кодекса с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении не позднее 1 ноября 1997 года.