Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Пояснительная записка к проекту общей части Налогового кодекса РФ
Важнейшим документом является пояснительная записка к проекту общей части Налогового кодекса РФ под авторством С.Д.Шаталова, из которой можно выделить ряд ключевых моментов:
1. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой
политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской
Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный
обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового
права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и
положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в
соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой
системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и
согласованную систему.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,
направлены на решение следующих важнейших задач:
- построение стабильной, понятной и единой в границах Российской
Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов
взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового
пространства;
- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов
федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и
гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей
сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей
развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и
наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
- уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
- формирование единой налоговой правовой базы;
- совершенствование системы ответственности за налоговые
правонарушения;
- совершенствование налогового администрирования.
Проект Налогового кодекса Российской Федерации состоит из четырех
частей. Первая - "Общая часть" - закладывает правовой фундамент налоговых
отношений и определяет основы процесса налогообложения. По своей тематике
и кругу регулируемых вопросов эта часть близка действующему Закону "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", и после введения ее в
действие она должна заменить указанный Закон. Однако за счет вовлечения в
законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений,
а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем
первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.
Следующие три части - "Федеральные налоги", "Региональные налоги" и
"Местные налоги" - будут посвящена конкретному порядку налогообложения по
всем федеральным налогам и сборам, а также принципам налогообложения по
региональным и местным налогам и сборам.
2. Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о
налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов
власти, органов власти субъектов Российской федерации и органов местного
самоуправления.
3. При построении налоговой системы предусмотрено, что основными
доходными источниками федерального и региональных бюджетов должны быть
налоги на доходы и прибыль, а местного бюджета - имущественные налоги.
4.Из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических
лиц, выделяется налог на доходы от капитала. В соответствии с проектом по
невысокой ставке таким налогом будут облагаться отдельные виды доходов,
налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится главным
образом к доходам в виде дивидендов или в виде процентов по ценным
бумагам.
5. Наиболее серьезным изменениям подвергнется налог на прибыль
предприятий. Предусмотрено перейти от действующего порядка расчета
себестоимости к той схеме исчисления налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль, которая используется в большинстве стран, т.е. от калькуляции
себестоимости перейти к системе определения затрат за рассматриваемый
период. При этом из выручки должны вычитаться все деловые расходы,
связанные с ведением бизнеса, за исключением специально оговоренных и не
подлежащих вычету при налогообложении либо принимаемых к вычету в
ограниченных размерах.
6. Изменится механизм амортизации. Вместо индивидуальной амортизации
каждого амортизируемого объекта предусматривается распределение всех
основных средств и нематериальных активов по нескольким группам.
7. В число федеральных налогов вводится социальный налог, объединяющий
отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме отчислений в
Пенсионный фонд): обязательного медицинского страхования, занятости и
социального страхования. Такое решение не ликвидирует указанные фонды и
не изменяет порядок формирования их доходов. Вместо трех платежей (с
несколько отличающимися налоговыми базами и отличающимися порядком и