Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения
Последовательный анализ указанных видов налоговых производств позволяет заключить, что лишь отдельные из них предусматривают применение мер налогово-процессуального принуждения. В частности, к таковым относятся производство по исполнению и обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и налогово-контрольное производство. Иные налоговые производства либо вовсе не предусматривают применение каких-либо мер принуждения (производство по жалобам граждан на незаконные действия органов налогового администрирования и их должностных лиц), либо ограничиваются применением мер налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях). Объясняется это тем, что именно в ходе исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе принудительного, а также при осуществлении налогового контроля возникает необходимость применения налогово-процеесуальных мер в отношении недобросовестных налогоплательщиков и иных лиц, противодействующих деятельности налоговых органов.
Производство по исполнению и обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов предусматривает целый ряд мер налогово-процессуального принуждения, к числу которых относятся:
—
взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных и за счет наличных денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации (ст. 56, 57 НК РБ)
— Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (ст. 59 НК РБ)
— наложение ареста на имущество налогоплательщиков (ст. 54 НК РБ);
— принудительное взыскание пени (ст. 55 НК РБ);
— истребование документов и запрос иной информации при проведении налоговой проверки (ст. 75 НК РБ);
— изъятие документов при проведении налоговой проверки (ст. 76 НК РБ);
— приостановление в случаях, установленных налоговым кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках (п. 1.8 ст. 81 НК РБ).
Возможно, отдельные из приведенных выше юридических конструкций в большей степени относятся на счет других налогово-правовых институтов и категорий, однако они также вполне соответствуют и выработанному определению мер налогово-процессуального принуждения. Во всяком случае, все они предполагают совершение уполномоченными органами и их должностными лицами процессуальных действий, которые в большей или меньшей степени носят принудительный, обременительный характер по отношению к налогообязанным лицам, ограничивают их в правах и сопровождаются различными для них отрицательными последствиями имущественного характера.
В основном указанные меры налогово-процессуального принуждения применяются налоговыми органами в соответствии с принимаемыми ими решениями. Отдельные меры налогово-процессуального принуждения могут применяться финансовыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов (досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора).
За рамки налогового процесса выходит применение отдельных мер принуждения органами внутренних дел (истребование информации, составляющей налоговую тайну, и проверка соблюдения физическими лицами и организациями законодательства о налогах и сборах при наличии признаков преступления), а также судом (возложение обязанности по солидарному исполнению обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица, досрочное прекращение действия договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите, принудительное взыскание недоимки по налогам и сборам и пени с физического лица).