Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения
Если категории «налоговый процесс» и «налоговое производство» уже довольно прочно вошли в научный обиход, то использование словосочетания «меры налогово-процессуального принуждения» требует дополнительного теоретического обоснования, тем более что соответствующее определение в законодательстве отсутствует. Хотя фактическое наличие таких мер в системе государственного принуждения в сфере налогов и сборов в той или иной степени, признается многими авторами. Например, в одной из работ отмечается, что «в подавляющем большинстве случаев процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля».
Очевидно, что принуждение в данном случае носит односторонний характер, так как исходит от государства и направлено в отношении налогоплательщика или иных налогообязанных лиц, включая плательщиков сборов, банки. То, что государство выступает в налоговых отношениях как сильная сторона, устанавливающая «правила игры» и имеющая возможность обеспечивать исполнение данных правил путем применения государственного принуждения, отмечают и другие авторы[34.120].
Как уже отмечалось, непосредственно принуждение от имени государства осуществляется уполномоченными органами. В сфере налогообложения в качестве таковых выступают органы налогового администрирования, включая финансовые, налоговые, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Не случайно обращается внимание на то, что в интересах экономических задач государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, в частности их необходимо наделить правом защищать их посредством принуждения налогоплательщика к полному исполнению им своих обязательств.
Излишне указывать на то, что применение налогово-процессуальных мер принуждения подчинено строгой процедуре, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Нарушение соответствующего порядка ставит под сомнение законность соответствующих действий.
Целью применения мер налогово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения налогообязанных лиц в плане добросовестного исполнения ими своих обязанностей и исключение обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности налоговых органов посредством адекватного правового воздействия.
С учетом этого меры налогово-процессуального принуждения определены как особая группа мер государственного правового принуждения в сфере налогов и сборов, применяемых в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальном порядком в отношении налогообязанных лиц органами налогового администрирования, с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания налоговой дисциплины. Основная особенность указанных мер заключается в том, что в отличие от иных мер процессуального принуждения, используемых в сфере налогов и сборов, их применение сопровождается дополнительными обременениями или лишениями исключительно организационного и имущественного характера.