Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговый контроль как самостоятельное производство налогового процесса
В продолжение рассматриваемого вопроса следует обратить внимание и на различие в процессуальном порядке оформления административного расследования и производства по налоговому контролю.
Так, при производстве налогового контроля должностное лицо должно составить акт о проведенной проверке (п. 1 ст. 78 НК РБ), даже если в нем не будет содержаться выявленных нарушений, что во многом подчеркивает специфику налогового контроля как процессуального действия. Протокол об административном правонарушении (ст. 234 КоАП РБ) как документ, фиксирующий окончание расследования, в данной ситуации составляться вообще не будет ввиду отсутствия выявленных правонарушений.
Немаловажным моментом, характеризующим сущность производства по налоговому контролю, являются односторонние активные действия уполномоченного органа по проверке и выявлению нарушений, где праву налогового органа противостоит обязанность контролируемых субъектов, в частности предоставлять соответствующие объекты для проверок, давать показания и т.д. и т.п. На данной стадии гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются строгой процессуальной формой проводимого налогового контроля, основанной на законе, где участники налоговых отношений состоят не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординация), а в подчинении обоих сторон закону, что обеспечивается действием конституционного принципа равенства всех перед законом.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль отличается от административного расследования как правовой природой, так и объемом совершаемых действий. Налоговый контроль можно разделить на две условные части, не имеющие отдельной процессуальной формы: 1) контрольно-проверочные действия и распознание правонарушений; 2) сбор информации и получение доказательств с последующим процессуальным закреплением выявленных налоговых правонарушений.
Таким образом, нельзя согласиться в полной мере с мнением о том, что налоговый контроль представляет по своей сути «налоговое расследование», поскольку оно составляет лишь его вторую часть и зависит от результатов первой части производства собственно контроля.
Можно не согласиться с мнением об отсутствии в Налоговом кодексе соответствующего набора и процессуального порядка применения налоговых проверочных действий (истребование документов, их выемка, экспертиза). Анализ ст.ст. 70-77 НК РБ позволяет определить пределы и рамки осуществления действий в рамках налогового контроля, в частности, истребование документов осуществляется в рамках камеральной и выездной налоговой проверки (ст. 70, 71 НК РБ), выемка документов и предметов — при осуществлении только выездной налоговой проверки и на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку (ст. 76 НК РБ), и т.д. Установление конкретных сроков проведения выездной налоговой проверки (ст. 71) обеспечивает временную определенность действий должностных лиц в рамках налогового контроля, что является дополнительной гарантией прав налогоплательщиков.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что налоговый контроль является отдельным производством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процессуальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты которых являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям.
Таким образом, к характерным отличиям производства налогового контроля от административного расследования или производства по налоговым правонарушениям можно отнести следующее: