Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговый контроль как самостоятельное производство налогового процесса
Мнения ученых о пределах и содержании производства по делам о налоговых правонарушениях расходятся.
Первая точка зрения сводится к идентификации производства по налоговому правонарушению с производством налогового контроля.
Так, на примере выездной налоговой проверки выделяют следующие стадии производства по делам о налоговых правонарушениях: 1) сбор информации и материалов о налоговом правонарушении; 2) рассмотрение дела и вынесение решения; 3) пересмотр решения (оставление решения в силе); 4) исполнение окончательного решения[27.132].
Причем стадия возбуждения дела начинается с принятия решения руководителем (его заместителем) налогового органа о назначении налоговой проверки налогоплательщика, изучения порядка расчета и внесения налоговых платежей налогоплательщиком в бюджет, выявления факта налогового нарушения, осуществления и процессуального закрепления действий по сбору фактических обстоятельств, оформления результатов выездной налоговой проверки и представления материалов налоговой проверки руководителю налогового органа для рассмотрения[28.248].
Отмечу определенное противоречие в таком подходе выделения стадий. В стадию «возбуждение дела в ходе проверки» не может входить такое процессуальное действие, как «принятие решения руководителем (его заместителем) налогового органа о назначении налоговой проверки налогоплательщика», поскольку оно предшествует этой самой проверке. Так же ошибочно включать в данную стадию «изучение порядка расчета и внесения налоговых платежей налогоплательщиком в бюджет», поскольку оно представляет собой содержательную часть производства по налоговому контролю, и само по себе не означает автоматическое выявление признаков налоговых правонарушений.
Существует позиция, согласно которой производство по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренных НК РБ, является специфической формой налогового контроля. Здесь подчеркивается взаимосвязь между такой формой налогового контроля, как выездная налоговая проверка, в рамках которой проходит распознание и доказывание обстоятельств налогового правонарушения, и другой формой в виде реагирования на ее результаты за счет принятия решения о применении финансовых санкций.
Решение данного вопроса во многом определяет отличие производства по налоговым правонарушениям от административного производства, налогового контроля от административного расследования как стадии административного производства.
Как указывалось ранее, такой стадии административного производства как, обнаружение и возбуждение дела должностным лицом, определяющее начало действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих совершение административного проступка, в налоговом процессе практически нет. Контрольно-проверочные мероприятия носят в основной своей массе плановый характер безотносительно к фактам и сигналам извне, указывающим на наличие налогового правонарушения, что определяет основное различие между ними.
Соответственно, рассматривая административное производство как определенный порядок последовательных и взаимообусловленных действий, нельзя говорить о производстве налогового контроля как о форме административного расследования, поскольку повод к началу административного расследования изначально отсутствует. Для получения соответствующего сигнала или информации по такому трудно выявляемому виду правонарушения, как налоговое, необходимо провести проверку и произвести распознание признаков правонарушений, получить хотя бы минимальный объем соответствующей информации о правонарушении.
Этимологический корень расследования — «след» предполагает именно наличие признаков, следов, указывающих на правонарушения. В этом случае действия уполномоченного органа по возбуждению и расследованию конкретного дела будут носить правоохранительный характер, в то время как действия по производству налогового контроля изначально носят характер регулятивный. В литературе отмечается, что начало административного расследования — процесс возбуждения дела — является психологическим, волевым актом, не оформляемым в процессуальную форму. Отдельное производство налогового контроля является той основой, которая позволяет обоснованно возбудить соответствующее дело о налоговом правонарушении и юридически-формализованно оформить психологически волевой акт возбуждения производства по налоговому правонарушению составлением акта налоговой проверки. То есть акт налоговой проверки в данном случае и будет являться поводом для начала административного расследования.