Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговый процесс и налоговое производство
Таким образом, налоговый процесс реализуется через конкретные правовые процедуры. Конкретные правовые процедуры подразделяются на макропроцедуры (нормативно установленный общий порядок действий) и микропроцедуры (часть макропроцедуры), соотносящиеся между собой как целое и его части.
Процесс — совокупность самостоятельных отдельных правовых процедур и процедур, образующих в совокупности производства.
Обратимся к толкованию слов «процедура» и «процесс»: «процедура — официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо», «процесс — ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо"[20.630].
В общей теории права выделяют три основные стадии правового регулирования, а именно: стадию нормативной регламентации поведения людей, т.е. установления норм права, стадию возникновения на основе норм права и при наличии соответствующих юридических фактов правоотношений и стадию реализации субъективных юридических прав и обязанностей, возникших у субъектов правоотношений[21.163].
Таким образом, в ходе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смена юридических явлений, т.е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества.
Налоговый процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования налоговых правоотношений.
Как отмечалось выше, связь финансового права с административным несомненна, однако рассматривать понятие налогового процесса невозможно в отрыве от других структурных частей финансового права, в частности в отрыве от бюджетного права. Представляется, что здесь также будет уместна аналогия, ведь особое место бюджетного права обусловлено в конечном итоге центральным местом бюджета в финансовой системе Белоруссии, с которым взаимосвязаны все иные звенья финансовой системы.
Следует также обратить внимание на то, что уже давно в юридической науке «прижились» такие понятия, как законодательный и избирательный процессы, бюджетный процесс; и эти процессы ни у кого не ассоциируются со спором о праве, с судопроизводством.
Одним из правовых институтов, входящих в подотрасль бюджетного права, является бюджетный процесс — составная часть бюджетного права.
В финансово-правовой науке под бюджетным процессом понимается установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении[23.69].
Из данного понятия следует, что бюджетный процесс — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:
—составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
—рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
—составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
При этом на всех стадиях бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль. Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени.
С учетом вышеизложенного, рассматривая налоговое право как самостоятельную подотрасль финансового права, представляется возможным дать определение налогового процесса в следующем виде:
Налоговый процесс
— вид юридического процесса, представляющий собой нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов. Контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как видно из этого определения, налоговый процесс разбивается на отдельные составляющие, одним из которых является этап установления и введения налогов и сборов.
Представляется, что необходимость включения в налоговый процесс этапа установления и введения налогов и сборов обусловлена тем, что государственное управление налоговыми отношениями имеет свое начало именно на стадии установления, изменения или отмены тех или иных налоговых платежей.