Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговый процесс и налоговое производство
Соответствующие определения налогового процесса уже встречаются в юридической литературе.
Говоря о налоговом процессе в широком смысле слова, следует понимать под этим все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет, и в узком, понимая под налоговым процессом только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством по налоговому правонарушению. Налоговый процесс, в традиционном понимании процесса, включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет как общие черты, так и ряд отличий от административной и уголовной юрисдикции. Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную (юрисдикционную).
Правоустановительная функция налогового процесса реализуется через последовательный ряд процедур, заключающихся в осуществлении учета налогоплательщиков, контроля за предоставление деклараций и иных документов, отражающих деятельность налогоплательщика, предоставление информации налогоплательщику по его запросу, ведение реестра налогоплательщиков и некоторые другие[14.56].
Налоговый (административный) процесс рассматривается как совокупность действий, совершаемых налоговыми органами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций. Таким образом, налоговый процесс трактуется как государственно-управленческая деятельность во всем многообразии ее проявлений[15.151].
Другими авторами налоговый процесс определяется как регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержания объектов налогообложения; состава налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства[16.204].
Следует согласиться сточкой зрения что налоговый процесс и налоговое производство по своей сущности наиболее сходны соответственно с административным процессом и административным производством, так как правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения[17.304].
В науке административного права высказывалось несколько точек зрения на понятие административного процесса:
1) административного процесса не существует вообще; 2) административный процесс охватывает весь комплекс мер по реализации компетенции органов государственного управления — от принятия правового акта до наложения взыскания, 3) административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения; а также по применению мер административного принуждения; 4) административный процесс включает в себя только производство по делам об административных проступках; 5) административный процесс — порядок рассмотрения всех индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
Некоторые авторы рассматривают административный процесс как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными и распорядительными органами государственной власти, а в предусмотренных законом случаях и другими государственными и общественными органами, как деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.
Число сторонников широкого понимания административного процесса значительно. Существует точка зрения что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные.
Сторонники понимания процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную правом систему действий называют процедурой. Представители концепции широкого понимания процесса отождествляют процесс и процедуру. Возникает вопрос, как соотносятся эти понятия.
Одни авторы считают, что в результате закрепления или установления процедур правовыми нормами они становятся юридическим явлением и превращаются в процессуальный элемент правопорядка. Сама система действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и система правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий, образуют процесс[18.55].