Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
В чем сложность налога на добавленную стоимость
Ø прямые ставки:
§ обычная ставка: 18%;
§ пониженные (льготные) ставки: 0 и 10%;
Ø расчетные ставки (применяются к сумме платежа, часть которого составляет сумма налога).
Прямые налоговые ставки могут применяться, если налогоплательщик или налоговый агент располагает информацией о величине налоговой базы. Однако в ряде случаев налогоплательщик может иметь информацию о величине платежа, в состав которой одновременно входят и налоговая база по данной операции, и соответствующая ей сумма НДС, причем последняя в явном виде не указывается. В таких ситуациях возникает необходимость определить сумму НДС так называемым «расчетным методом», который указан в п. 4 ст. 164 НК РФ и основу которого составляет применение расчетных ставок налога. Платеж, в состав которого входит НДС, состоит из двух частей:
- собственно оплаты товаров (работ, услуг), принимаемых в данном случае за 100%;
- суммы НДС, рассчитанной от величины оплаты по ставке, установленной для данной категории операций, - 10 или 18%.
До изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ, расчетные ставки были указаны с округлением до двух знаков после запятой. В настоящее время округленная ставка налога сохранилась только для одной операции – реализации предприятия в целом, как имущественного комплекса. Необходимость применения этой ставки и ее величина (15,25%) установлены в п. 4 ст. 158 НК РФ.
Налоговый период – один из существенных (обязательных) элементов налога. Он представляет собой период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Общие условия определения налогового периода установлены в ст. 55 НК РФ.
Налоговый период по НДС установлен в ст. 163 НК РФ:
- квартал, если ежемесячная сумма выручки без учета НДС в течение квартала не превышает 1000 000 руб.;
- месяц, если не выполняется установленное ограничение.
Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, производится в два этапа:
- на основании исчисленной налоговой базы определяется сумма налога с оборота;
- сумма налога с оборота, исчисленная на первом этапе, корректируется до суммы НДС путем применения налоговых вычетов.
Если первый этап расчета практически не содержит каких-либо значимых трудностей (все трудности обычно связаны с определением налоговой базы, а не самой суммы налога), то на этапе корректировки зачастую возникают проблемы. Все зависит от того, с какой степенью определенности налогоплательщик в конкретном случае может ответить на следующие вопросы:
1) какую часть так называемого «входного» НДС можно принять к вычету;
2) какими документами необходимо подтвердить правомерность налогового вычета;
3) в какой момент можно произвести вычет.
В соответствии со ст. 168 НК РФ налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемой продукции обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, которая исчисляется по каждому виду продукции как соответствующая налоговой ставке процентная доля соответствующих цен (тарифов).
Счет-фактуры играют в налоговых отношения достаточно важную роль – именно наличие этого документа при соблюдении всех установленных правил по его оформлению является необходимым основанием для принятия входного НДС к вычету.
Одно из планируемых правительством нововведений – электронные счета-фактуры. Предполагается, что информация обо всех выписанных налогоплательщиками счетах-фактурах будет заноситься в специальную базу данных, доступ к которой в режиме реального времени будут иметь все налоговые органы. Такой порядок позволит усилить контроль над движением НДС путем сопоставления его сумм, заявляемых всеми контрагентами, и исключить возмещение налога на основании «левых» счетов-фактур. Однако не совсем ясно, кто будет вносить информацию в такую базу данных.
В настоящее время Правительство РФ решило пойти по следующему пути: ведение раздельных расчетов по оплате товаров, работ, услуг и по перечислению соответствующих сумм НДС, что довольно просто, но ведет к увеличению объема расчетов и расчетных документов. Рассматриваемая правительством схема предполагает создание специального банковского счета – НДС-счета, на котором и будут аккумулироваться потоки НДС.
По ссылке на газету "Ведомости", идея спецсчетов состоит в том, что каждое предприятие обязано открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет для уплаты налога на добавленную стоимость. При покупке компания переводит платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога - на специальный. Деньги со спецсчета можно перевести только в бюджет для уплаты НДС либо другому поставщику - тоже для уплаты НДС. По словам М. Моторина, межведомственная рабочая группа изучала возможные последствия введения спецсчетов в течение полугода и пришла к выводу, что новая система поможет вернуть в бюджет 200 млрд. руб. "Столько, по оценке МНС, теряется каждый год в связи со всеми левыми схемами принятия к зачету неуплаченного НДС", - говорит М. Моторин. Предложение введения НДС-счета – признание того, что собирать НДС не выходит: экспортеры мешают. Новое спецсредство должно отделить настоящих экспортеров от фирм-однодневок.