Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
В чем сложность налога на добавленную стоимость
Прообраз налога на добавленную стоимость (НДС) появился в 20-х гг. XX в.: в рамках налоговой реформы, проводимой в этот период в Германии, был предложен «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.
В современном виде НДС был разработан в 1954 г. во Франции. Его автор – французский экономист М. Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 г. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.
В 90-х гг. XX в. НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых странах его не применяют в США и Японии. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, схожий с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.
В Российской Федерации НДС появился в начале 90-х. гг. XX в. Причиной его включения в налоговую систему страны стала не только необходимость существенно увеличить доходы бюджета, но и желание вступить в ЕЭС. НДС был введен Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и начал взиматься с 01.01.1992. Закон утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах». Однако отдельные его положения продолжали действовать до декабря 2002 г.
В настоящее время НДС регулирует гл. 21 НК РФ, он относится к федеральным налогам и взимается на всей территории Российской Федерации.
НДС – косвенный налог на потребление, распространяющийся на товары, работы и услуги. Основное назначение этого налога – реализация фискальной (бюджетообразующей) функции налогов.
В полном соответствии со своим назначением НДС занимает первое место среди бюджетообразующих налогов федерального уровня бюджетной системы.
Показатель «добавленная стоимость» применяется для расчета валового внутреннего продукта и представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью продуктов, потребленных при ее производстве.
Другими словами, добавленная стоимость – это сумма затрат, добавляемых к стоимости исходного сырья и материалов на каждой стадии производства, продажи, перепродажи.
Определить величину добавленной стоимости можно двумя способами:
8суммированием всех ее компонентов (метод сложения);
8путем нахождения разницы между стоимостью реализации и суммарной стоимостью всех компонентов исходного сырья (метод вычитания).
В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации закреплен второй из указанных вариантов расчета. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы. В целях налогообложения в принципе нет необходимости определять собственно величину добавленной стоимости, основная задача – определить соответствующую ей сумму налога. Использование метода вычитания в данном случае способно значительно облегчить ее решение. Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определяется в два этапа:
8рассчитывается сумма НДС, соответствующая всему обороту (стоимости реализации);
8из полученной суммы вычитаются суммы НДС, перечисленные поставщикам и подрядчикам в составе платежей за различные компоненты исходного сырья.
Основная сложность практической реализации этого способа определения величины добавленной стоимости – понять, какие суммы входного НДС (т.е. поступившие на начальной стадии процесса производства) относятся к составляющим исходного сырья, а значит, подлежат вычету, а какие – нет. В налоговом законодательстве Российской Федерации это достигается путем установления критериев, которым должны соответствовать суммы входного НДС.
Установленный на сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ порядок исчисления НДС является достаточно экономически грамотным, поэтому вряд ли он претерпит в ближайшем будущем существенные изменения. Наиболее вероятно, что изменения в законодательстве будут направлены на наиболее полное соответствие НДС текущей экономической ситуации в стране и коснутся в основном налоговых льгот.
Несколько иначе дело обстоит с налоговым контролем правильности исчисления и уплаты НДС, в частности – с контролем соответствия уплачиваемых в бюджет сумм реальной экономической деятельности налогоплательщиков.