Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Законодательство субъектов РФ о налогооблажении
В этой связи необходимы рекомендации (утвержденные Госдумой РФ или Правительством РФ в рамках программы развития правового регулирования регионов), касающиеся структуры модельного акта об основах налоговой системы и налогообложения субъекта Федерации.
Практика подсказывает структуру такого типового (модельного) закона Федерации об основах (политике) или системе налогообложения, включающую условия специального налогового регулирования, которое касается: направлений и принципов налоговой политики в области, республике; механизма использования налогов для обеспечения бюджета субъекта; стимулирующей роли налоговых льгот в социально – экономическом развитии; местных налогов, их функций и целевого назначения. Если субъект не считает необходимым принимать унифицированный налоговый закон, он может ограничиться регулированием отдельных аспектов налогообложения, включая местные налоги, в пределах совей компетенции.
В настоящее время сложились «типичная» структура закона субъекта Федерации о льготном налогообложении, которая включает следующие положения: цель закона, понятие налоговых льгот, взаимодействие с бюджетным процессом, порядок рассмотрения и предоставления налоговых льгот, категории льготных налогоплательщиков.
Требования к содержанию закона субъекта Федерации о налогообложении, учитывающие экономические потребности при введении налоговых льгот, предполагают регламентирование: цели введения налоговых льгот, критериев оценки достижения целей, вида налога, по которому вводится льгота, размеров налоговой льготы, срока действия налоговой льготы, требований к претендентам на получение налоговых льгот, характера налоговых льгот (целевого или условного), а также необходимости заключения налогового соглашения между администрацией области и налогоплательщиками.
При появлении новых социальных и инвестиционных условий возникает необходимость внесения изменений и дополнений в налоговый закон субъекта Федерации. Требуется упорядочить внесение инициатив по разработке изменений и дополнений к налоговому закону в областную Думу, проанализировать информации о выпадающих доходах бюджета, установить перечень налогоплательщиков, подпадающих под предполагаемую льготу.
Особенно необходим правовой механизм контроля за предоставленными налоговыми освобождениями, их соответствующая характеристика и условия предоставления (направление освобождаемых средств на социально – экономические и инвестиционные цели).
Выделяются следующие критерии для определения льготной категории налогоплательщиков: по виду осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, по месту нахождения налогоплательщика, по участию налогоплательщика в осуществлении мероприятий области, в инвестиционной деятельности, по использованию труда работников, нуждающихся в социальной защите.
Контроль за эффективностью предоставляемых льгот включает анализ эффективности действия налоговых льгот, организации их учета и отчетности, состава затрат на развитие предприятий, обеспечения занятости, сохранения и увеличения рабочих мест и др.
Стимулирующие налоговые нормы в законе субъекта Федерации подразделяются по следующим категориям юридических лиц, освобождаемых от уплаты налогов (части или всех): общественные организации инвалидов и организации, применяющие труд пенсионеров и инвалидов; организации, перечисляющие средства на благотворительные цели; образовательные учреждения; предприятия и организации, производящие наукоемкую продукцию; иностранные юридические лица и предприятия, их филиалы и представительства; потребительская кооперация; бюджетные организации (освобождение от уплаты налога на прибыль); предприятия здравоохранения, текстильной и пищевой промышленности; организации военно-промышленного комплекса (снижение налога на имущество).
Налоги области включают: налог на имущество предприятий, лесной доход, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями, и др.
Местные налоги включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налог на строительство курортных объектов и курортный сбор, налог на рекламу.
Особенно нормы по отдельным видам налогообложения в области содержатся в специальных законах и регулируют: налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; плату за месторождения драгоценных металлов и камней; платежи за пользование акваторий и участками морского дна; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов; лесной доход; отчисления на воспроизводство и охрану лесов; плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; земельный налог на земли несельскохозяйственного назначения; прочие платежи за использование природных ресурсов.