Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Основы налоговой системы Российской Федерации
По мнению ведущих экономистов страны вВ Налоговом кодексе провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например, следующие:
- законодательство о налогах и сборах основывается на принципе всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципа справедливости;
- налоги не могут иметь дискриминационный характер;
- налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольны;
- не допускается устанавливать налоги, нарушающие данное экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ услуг или денежных средств в пределах территорий Российской Федерации;
- законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.
В этом законодательном акте есть немало и других позитивных концептуальных положений. Вместе тем следует подчеркнуть, что часть первая Налогового кодекса в отрыве от второй специальной части не может быть полноценной.
Сразу после принятия части первой НК РФ перед органами государственной власти, отвечающими за проведение налоговой реформы, встала задача безотлагательного внесения в него изменений. Это было вызвано тем, что, несмотря на более чем трехлетнюю работу, в НК РФ содержались, к сожалению, не только внутренние нестыковки и несоответствия, но и противоречия по некоторым вопросам остальному законодательству о налогах и сборах, а также многочисленные ошибки, неувязки и технические погрешности, делающие невозможным его полноценное применение.
Формирование достаточно общего – без существенных решений и отдельных нюансов – налогового законодательства (законов и примерно равных или по статусу нормативных актов региональных органов законодательной власти и представленных органов местного самоуправления) выглядит весьма спорным с точки зрения его универсальной применяемости при отсутствии каких-либо механизмов возможной детализации общих норм в будущем.
Такой подход изначально вносит в налоговые отношения элементы субъективизма, неопределенности и, следовательно, потенциальной конфликтности, что, в свою очередь, значительно увеличивает риски принятия ошибочных решений, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Таким образом, проведенный нами анализ нормативно-правовой базы в области налогообложения показал, что в настоящее время продолжается работа по формированию законодательной базы в виде Налогового кодекса. Установлено количество налогов, система налогообложения и её принципы. Поэтому говорить о полном формировании налогового законодательства России пока ещё рано.