Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговые проверки
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
Налоговые органы для участия в конкретных действиях при проведении налоговых проверок имеют право привлекать на договорной основе специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками.
Налоговый кодекс РБ различает два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность.
В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений. Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).
Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени.
В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В процессе проведения проверки представители налоговых органов вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение трех дней с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган в соответствии с положениями Указа и Приказа вправе производить следующие действия: вызывать и допрашивать свидетелей; проводить осмотр помещений, документов и предметов; производить изъятие документов; производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 рабочих дней, срок действия ранее выданного предписания может быть продлен руководителем налогового органа на основании служебной записки проверяющего.
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его представителями в лице руководителя (иного уполномоченного лица) и главного бухгалтера). Подписание акта проверки производится в помещении налогового органа, должностные лица которого производили проверку.
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемого юридического лица либо индивидуальный предприниматель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию).