Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Анализ расчета исследуемого предприятия с бюджетом по налогу на добычу полезных ископаемых
Приведенные данные в таблице 3.12 показывают, что на изменение величины налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами за период 2000 - 2001 годы на исследуемом предприятии повлияли следующие факторы:
- Увеличение дохода на 79930 тыс. руб. (3660610-280680) привело к повышению суммы налогов: на воспроизводство минерально-сырьевой базы - на 6235 тыс. руб., (27086-20851) а за пользование недрами – на 2398 тыс. руб. (10594-8196).
- Увеличение суммы расходов реализации на 3302,2 тыс. руб. (9206-5904), уменьшающих налогооблагаемую базу налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы привело к незначительному снижению суммы этого налога – на 258 тыс. руб. (26828-27086).
- Увеличение НДС на 4654,3 тыс. руб. (12101-7446) также незначительно снизило сумму ресурсных налогов: на воспроизводство минерально-сырьевой базы – на 363 тыс. руб. (26465-26828), и за пользование недрами - на 139 тыс. руб. (10455-10594).
Суммирующее влияние всех факторов на изменение, а именно на увеличение суммы налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы – на 5614 тыс. руб., и за пользование недрами – на 2258 тыс. руб.
Анализ расчета с бюджетом ЗАО «НОДОК» по налогам на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами показал, что предприятие как золотодобывающее для воспроизводства минерально-сырьевой базы и за пользование недрами вносило в бюджет ресурсные налоги. Основным фактором, за счет которого произошло увеличение налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами, за анализируемый период является - увеличение доходов от деятельности золотодобычи и реализации продукции ЗАО «НОДОК».
С 1 января 2002 года главой 26 НК был введен налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих до этого налога на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Но одновременно, с отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, перестанет действовать и целевая привязка этого отчисления к государственному финансированию геологии, то есть произойдет разделение налогового источника и направлений расходования бюджетных средств. Государство будет финансировать лишь геологическое изучение участков недр, а приращение запасов руд должны финансировать добывающие компании. Для золотодобывающего комплекса этот момент является главной проблемой, так как в новые проекты в золотодобывающей отрасли практически не вкладываются средства. В связи, с чем ЗАО «НОДОК» должно будет предусматривать средства для геологоразведки. Для выявления насколько возрастет или уменьшится, налоговая нагрузка на недропользователей в связи с введением нового налога, проведем сравнительный анализ суммы налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами с налогом на добычу полезных ископаемых.
Для анализа возьмем усредненные данные за один квартал 2001 года по налогам на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами и за 1-ый квартал 2002 года по налогу на добычу полезных ископаемых (см. таблицу 3.14).
Таблица 3.14
Сравнительный анализ налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налога за пользование недрами с налогом на добычу полезных ископаемых за 1-ый квартал 2002г.
Вид налога |
Отчислен. На воспроизводство мине-рально-сыр-ьевой базы |
Налог за пользование недрами |
Сумма налогов, тыс.руб., (стр.2+стр.3) |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Абс.отклонение (+,-), тыс. руб., (гр.4-гр.5) Отн. откл. (гр.4:гр.5) |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Величина налога за один квартал, тыс. руб. |
6616,4 |
2613,8 |
9230,2 |
5487,1 |
+ 3743,1 1,68 |