Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Национальное законодательство и международное право
Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами как национального законодательства, так и международного права. Национальные правовые системы различаются в зависимости от того, что имеет большую юридическую силу – внутригосударственные законы или международные договоры. Формой реализации международного законодательства являются международные договоры и соглашения, статус которых в разных странах неодинаков – в некоторых странах они имеют большую юридическую силу, чем внутренние законы (например, Республика Беларусь, Россия), а в некоторых меньшую (например, США и ФРГ).
Для определения влияния последующих норм национального законодательства на налоговое соглашение важно знать статус международных договоров в данной стране. Объединение различных сфер права в единую общую систему достигается за счет двух факторов: во-первых, все законы, применяемые в стране, основываются на нормах и положениях, содержащихся в конституционных актах, и не могут противоречить им; во-вторых, термины, понятия и нормы, являющиеся основополагающими в одних сферах права, как правило, без каких-либо уточнений и изменений применяются и в других его сферах. Что же касается налогового права, то его «автономия» непосредственно установлена конституцией, которая, с одной стороны, гарантирует частную собственность от каких-либо посягательств на нее других лиц (в том числе и государства), а с другой – провозглашает право парламента как представителя нации путем налогов отчуждать в пользу государства или других лиц (через систему государственных финансов) часть дохода или собственности их законных владельцев. Поэтому и налоговые законы, принимаемые на основе этого положения конституции и по необходимости вторгающиеся в другие сферы права, нередко содержат принципы и нормы, отличающиеся или прямо противоречащие тем, которые закреплены в других законах.
Так, если государственное, административное, гражданское право основываются на понятиях гражданства, то в налоговом праве применяется понятие резиденства; компании или партнерства, признаваемые как таковые в торговом праве и других сферах права, могут иметь другой статус с точки зрения налогового законодательства; в тех случаях, когда нормы, касающиеся отчетности частных компаний, устанавливаются государством (как во Франции), налоговые органы могут выдвигать свои критерии, обусловливающие непригодность этих норм для целей налогообложения; сроки обжалования и процессуальные нормы относительно рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства порой значительно отличаются от общих сроков и норм, гарантирующих права граждан в случае нарушения ими любых других законов (даже если и в том, и в другом случае правонарушителям грозит тюремное заключение), и др.
Для иллюстрации последнего утверждения можно указать на такие особенно резкие расхождения, как в отношении презумпции невиновности и права обвиняемого на отказ в предоставлении сведений, могущих быть использованными против него в ходе судебного разбирательства. При этом следует иметь в виду, что налоговые иски нельзя приравнивать к обычным имущественным искам, поскольку злостная неуплата или уклонение от налогов может караться тюремным заключением наравне с кражей при отягчающих обстоятельствах. Один судья из США при разборе дела об уклонении от налогов прямо заявил, что в данном случае обвиняемые в натуральном смысле совершили «ограбление государственной казны США в особо крупных размерах». [13, c.8] Тем не менее указанные гарантии, предоставляемые всем лицам, обвиняемым в совершении уголовных преступлений, при рассмотрении налоговых преступлений не применяются. [25, c. 96]