Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Плановые (тематические) проверки
Плановую или тематическую проверку сотрудники налоговой инспекции также проводят на основании поручения своего руководителя.
При проведении таких проверок, в частности, контролируется:
- применение ККМ при приеме наличных денег от населения;
- соблюдение установленных лимитов кассового остатка;
- правильность ведения учетных кассовых документов.
Если при проверке будет выявлено превышение установленных лимитов кассового остатка, проверяющие должны известить об этом банк, обслуживающий вашу фирму. Аналогично они поступят и при обнаружении других нарушений Порядка ведения кассовых операций. Как мы уже отмечали, исполнение этого Порядка, а также соблюдение предельных размеров наличных расчетов между фирмами контролируют банки. И только по их заключениям налоговые инспекции могут привлечь фирму к административной ответственности.
При плановой (тематической) проверке также контролируется соблюдение правил эксплуатации ККМ и порядок сдачи денег инкассаторам. Кроме того, в обязанности проверяющих входит контроль межремонтного обслуживания кассовых аппаратов и их подготовки к следующему рабочему дню.
Все выявленные нарушения (включая даже те, которые не влияют на учет наличных денег) инспектор отразит в акте проверки. Полный перечень таких нарушений приведен в пункте 5.3.2 Рекомендаций. Вот некоторые из них, касающиеся ведения журнала кассира-операциониста:
- пропуски записей;
- отсутствие записей о возвратах денег;
- отсутствие показаний суммирующих счетчиков;
- несоответствие записей в журнале записям в кассовой книге.
Нарушением правил ведения кассовой книги также считается суммарное отражение выручки, поступившей за день от нескольких торговых точек (итоговая запись, подтвержденная одним приходно-кассовым ордером).
Нарушения могут обнаружить и при оформлении актов о возврате денег покупателям (форма № КМ-3). Например, деньги по акту могут быть проведены через одну ККМ, а чек, приложенный к акту, может быть пробит на другой машине.
Неправильное оформление возврата денег покупателям встречается чаще всего. Порядок действия кассира в такой ситуации прописан в пунктах 4.2-4.3 Типовых правил эксплуатации ККМ, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 № 104.
Согласно этим правилам, из операционной кассы деньги по чеку, возвращенному покупателем, могут быть выданы только в день покупки. Причем кассир вправе вернуть деньги только по чеку, подписанному директором (заведующим) или его заместителем.
Затем составляется акт по форме № КМ-3. В нем указываются наименование отдела, который пробил чек, номер чека и возвращенная сумма. В акте делается ссылка на руководителя (заместителя руководителя), разрешившего вернуть деньги. Приложенный к акту чек нужно погасить (например, поставить штамп "оплачено"), наклеить на лист бумаги и сдать в бухгалтерию. После этого суммы, выплаченные по возвращенным чекам, надо зафиксировать в журнале кассира-операциониста. На эти суммы бухгалтер должен уменьшить выручку.
Пример
Фирма "Весна" получила 25 сентября наличную денежную выручку в сумме 10 584 руб. (в т. ч. налог с продаж - 502 руб., НДС - 1680 руб.).
В тот же день покупатель вернул товар, купленный им за 756 руб. (в т. ч. - налог с продаж - 36 руб., НДС - 120 руб.). Эта сумма была возвращена через операционную кассу. В акте по форме № КМ-3 комиссия записала, что величина дневной выручки уменьшена на 756 руб.
Оприходовав возвращенный товар, бухгалтер должен уменьшить начисленный НДС и налог с продаж. Таким образом, сумма выручки за 25 сентября составит 9828 руб. (10 584 - 756), сумма начисленного НДС -1560 руб. (1680 - 120), сумма налога с продаж -466 руб.
(502 - 36).
Если возврат денег документально не подтвержден (нет чека ККМ, не составлен акт и т. п.), то выручку уменьшать нельзя.