Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Замечания по главам и статьям проекта Налогового кодекса
Глава 1, Раздел I
В статье 1 целесообразно исключить п.2, поскольку общие принципы налогообложения соотносятся с налоговыми отношениями, их регулируют в определенном смысле и столь жесткая запись может означать, что в отношении налогов субъектов Федерации и местных органов Кодекс приобретает формальное значение.
В статье 4 необходимо более полно изложить все основные принципы налоговой системы, т.е. отразить также, например, принципы однократности обложения, ответственности за уплату налогов и т.д.
В статье 5 структура налогового законодательства изложена с ограничением участия федеральных органов законодательной власти в принятии норм налогового законодательства (при одновременном предоставлении такого участия только региональным органам законодательной власти). С другой стороны, включены нормативные акты Правительства и даже иных органов исполнительной власти, т.е. еще и подзаконные акты, что следует исключить из Кодекса в качестве основного положения. В соответствии с действующим в настоящее время Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. · 2118 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговое законодательство формируется представительным органом власти.
Вместе с тем такие акты могут иметь место, но не в структуре законодательства и как исключение, что нужно отразить в специальных статьях Кодекса.
В связи с этим статью 5 (абзац 1) целесообразно изложить в следующей редакции:
"(1) Налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и нормативных актов, принятых федеральными органами законодательной (представительной) власти, а также нормативных актов о региональных и местных налогах (сборах) ." и далее по тексту.
Кроме того, в статье 5 (пункты 4 и 6) следует конкретизировать, на каком уровне и где происходит официальное опубликование актов налогового законодательства и разъяснений к нему. В связи с этим в текст указанных абзацев следует вставить слова: "в изданиях, перечень которых утверждается Правительством
Российской Федерации". Это будет соответствовать построению понятной (в первую очередь, для налогоплательщиков) налоговой системы.
Вряд ли приемлемо положение п.6 этой же статьи 5, что "толкование (разъяснение) норм и положений акта налогового законодательства дает орган, принявший этот акт".
Это положение, прежде всего, практически нереализуемо - вряд ли Государственная Дума или Совет Федерации Федерального Собрания смогут практически заняться толкованием принимаемых ими законов. Например, толкование положений уголовного законодательства дает, как известно, Верховный суд Российской Федерации, который не принимал этого акта.
Поэтому предлагается дополнить п.6 статьи 5 после слов "этот акт" следующим текстом: "а также органы законодательно уполномоченные на это. Такое толкование (разъяснение) подлежит регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию".
В статье 9 (п.2) правильно указано, учитывая опыт практики последних лет, что решение об изменении перечня федеральных налогов принимается на следующий финансовый год. А далее - допускается и принятие таких решений в течение года, что нужно исключить. Одновременно следует ввести определенные ограничения на новые налоги, не предусмотренные перечнем. При нечеткости в этом вопросе в проекте НК для региональных и местных налогов (статья 11) не будет и речи о стабильности налоговой системы, регулировании налогового бремени.
Глава 2
Главы 2 - 4 в той редакции и структуре, как они сформулированы в проекте, вызывают сомнения, поскольку как бы оставляют в стороне Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) и не во всем с ним согласуются.