Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Замечания и предложения начальника инспекции счетной палаты Кабашкина В.А.
Такого снижения на практике не произойдет, учитывая также по существу беспредельное право федеральных органов вводить любые налоги (статья 10) и нечеткость в этом вопросе прав региональных и местных органов;
- совершенствование налогового администрирования в соответствии с положениями законопроекта не ослабляет сложившийся правовой "беспредел" со стороны налоговых органов, существующего административного "давления" налоговых органов на налогоплательщика, его практического бесправия, хотя в дополнение к пояснительной записке указывается. что эти разделы НК уточнялись.
3. В представленный проект включен, на наш взгляд необоснованно, целый ряд положений, понятий, регулируемых другими правовыми актами, спорных определений и не отработанных в содержательном плане вопросов, что не упорядочивает правовую базу налоговых отношений, усложнит практику налогообложения.
Понятно стремление авторов создавать самостоятельную отрасль права - налоговое право, что заслуживает активной поддержки. Но, во-первых, оно не должно расходиться с другими ветвями права - гражданским, судебно-процессуальным, административным, уголовным и т.д.; во-вторых, стремление соединить детально и подробно все многообразие налоговых отношений и налогового учета в одном законодательном акте вряд ли реализуемо для повседневной практики и без кардинального преобразования налоговой системы как таковой.
Так, ничего кроме путаницы и споров при практическом применении, не принесут главы 2-4, 8, 9 и 14, в частности, определяющие виды деятельности, организационные формы образований (организаций), нашедшие решение в Гражданском кодексе, законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, благотворительной деятельности, некоммерческих организациях и др. В проекте совершенно не учитываются вопросы, регулируемые банковским законодательством, имеющим ряд серьезных расхождений с ныне действующим налоговым законодательством, методологий бухгалтерского учета и ценообразования.
Существенно не проработан вопрос о судебном рассмотрении налоговых споров, что сегодня также является острой проблемой при несогласованности деятельности налоговых и судебных органов.
Представленный проект не отражает происходящие в настоящее время процессы разграничения прав между федеральными органами и субъектами Федерации. В связи с этим требуют отдельного специального рассмотрения вопросы налогового федерализма, согласования включенных в НК положений о разграничении классификационного перечня налогов, налоговых прав.
Весьма спорно, что по проекту Налогового кодекса реализуются отношения, связанные только с федеральными налогами, причем четко определено только право введения любых новых федеральных налогов, а по региональным и местным налогам этот вопрос оказался "размытым" (ст.ст.1(3), 10(1), 11(1)), сомнительны положения о предоставлении прав, по существу явочного, перераспределения зачислений налогов между региональными и местными бюджетами (ст.ст.11, 12).
Вряд ли приемлемо без тщательного дополнительного рассмотрения предусматриваемое в проекте усиление и расширение централизованных расчетов с бюджетом по налогам, причем вводимые в суррогатной форме консолидированного плательщика (глава 7), что никак не вытекает ни из Гражданского кодекса, ни из других связанных с этим вопросом законодательных актов (об акционерных обществах, монополиях и др.).
Совершенно обосновано закрепление в Налоговом кодексе уже достаточно распространенного в налоговом законодательстве направления на создание (выделение) налогового учета (глава 14). Но опять-таки это делается без достаточного учета и в отрыве от действующего законодательства и нормативных актов, а также имеющейся практики по данному вопросу.
Ряд глав и статей, прежде всего касающихся процедур рассмотрения результатов налогового контроля, действий налоговых органов (главы 15 и 16), на наш взгляд, излишне детализирован и усложнен, что затруднит их применение на практике. Хотя сама по себе эта сфера налоговых отношений сегодня наименее упорядочена и безусловно требует четкой регламентации, особенно в отношении прав налогоплательщика.