Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Выбор системы налогообложения
В настоящее время форма предпринимательской деятельности имеет две установленных действующим законодательством разновидности: - "предприниматель без образования юридического лица" (это определение используется в Гражданском кодексе и иных гражданско-правовых нормативных актах);
- "индивидуальный предприниматель", которое употребляется в российском налоговом законодательстве.
Теперь у индивидуального предпринимателя есть выбор: либо применять традиционную систему налогообложения доходов от предпринимательской деятельности, либо перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которым он является согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". При обычной системе налогообложения индивидуальный предприниматель определяет свой налогооблагаемый доход по обычной схеме. Согласно Налоговому Кодексу, объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В соответствии со ст. 1 Закона № 148-ФЗ для плательщиков единого налога его уплата заменяет собой, в том числе уплату НДС и подоходного налога с физических лиц (с 2001 г. - уплату "налога на доходы физических лиц"). Таким образом, так же как и раньше, в 2001 г. согласно действующему налоговому законодательству индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц. Если индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога на вмененный доход (в регионе не введен этот налог или вид деятельности предпринимателя не попадает под сферу действия налога на вмененный доход), то в 2001 г. наряду с общеустановленным порядком уплаты подоходного налога физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут добровольно перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (или продолжать работать по этой системе, если они перешли на нее до 2001 г.). В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" индивидуальный предприниматель может (в добровольном порядке) перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором он подает заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, его совокупный размер валовой выручки (дохода) как физического лица не превысил 100 000 минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (в случае, если совокупный размер валовой выручки за год, предшествующий подаче заявления, превысил 100000-кратный минимальный размер оплаты труда, индивидуальный предприниматель теряет право на работу по патенту). Следовательно, допустимый предел валовой выручки у субъекта малого предпринимательства, которая применяется для определения возможности использовать упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, с 1 января 2001 г. составит: 100 руб. (базовая сумма) х 100 000 = 10 000 000 руб. Основное преимущество упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства отражено в п. 3 ст. 1 Закона № 222-ФЗ: "применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью".
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла его государственная регистрация. У индивидуального предпринимателя с традиционной системой налогообложения и у индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения различный документооборот.