Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Право на обжалование в системе категорий налогового процесса
Несомненным демократическим достижением Республики Беларусь является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц является юрисдикционной формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц. Субъективное право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Источниками правового регулирования института обжалования в налоговом праве являются Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс РБ, Закон РБ от 01.11.2004 «Об обращении граждан». Особое место в этом ряду занимает Гражданский процессуальный кодекс РБ, детально регламентирующие процедуру рассмотрения и разрешения жалоб в суде. Впервые в белорусском налоговом праве в Налоговый кодекс был включен отдельный раздел (Глава 11), регламентирующий возможность и порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц как правоохранительный процесс возбуждается путем подачи жалобы заинтересованного лица в компетентный государственный орган. В связи с тем что обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц происходит в определенной законом процессуальной форме, обоснованно называть его производством по обжалованию актов государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
НК РБ рассматривает обжалование в широком смысле, включая в него, во-первых, обращение заинтересованного лица с жалобой и, во-вторых, восстановление прав и охраняемых законом интересов — «исправление» налоговым органом либо должностным лицом налогового органа допущенных нарушений.
В узком смысле под обжалованием следует понимать только непосредственно инициативу заинтересованного лица, то есть его обращение с жалобой на акты государственного органа, действия (бездействие) должностного лица в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. В налоговом праве многие процессуальные формы основаны на достижениях уголовно-правовой науки и практики уголовного судопроизводства, поэтому представляется обоснованным рассматривать обжалование неправомерных действий налоговых органов по аналогии с процедурами обжалования, применяемыми в уголовном процессе.
Вместе с тем производство по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц имеет существенные особенности, обусловленные спецификой фискальной функции государства. В числе прочих особенности процедуры обжалования в налоговом праве тесно связаны с проблемой «административной юстиции».
Одной из основных задач процедуры обжалования является защита нарушенных прав налогоплательщиков. Защита прав заинтересованных лиц (охрана прав в узком смысле слова) включает в себя «те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании».
Защита прав и правовая защита являются идентичными понятиями. В частности, под охраной прав в широком смысле некоторые авторы понимают всю совокупность мер (правового, экономического, политического, организационного и иного характера), обеспечивающих нормальный ход реализации прав, направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Предметом правовой защиты являются субъективные права и охраняемые законом интересы заинтересованного лица.
Как стадия налогового процесса процедура обжалования имеет свои объекты, к числу которых правомерно отнести действия, бездействие, акты и решения налоговых органов или их должностных лиц. Под объектом обжалования мы понимаем именно то, на проверку чего направлена жалоба заинтересованного лица, то есть решение, действие, бездействие.
Между тем можно рассматривать действия, бездействие, акты, решение, как предмет обжалования, и в этом случае объект обжалования означает существующие в обществе отношения, обеспечивающие те или иные нарушенные, по мнению заявителя, права. Например, предметом жалобы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные.