Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Понятие, сущность, система и источники налогового права
Сферой общественных отношений, регулируемых налоговым
правом является система налогообложения и сборов.
Системой налогообложения и сборов является упорядоченная совокупность общественных отношений по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Система налогообложения и сборов состоит из пяти видов тесно связанных между собой родственных общественных отношений:
—властных отношений по установлению и введению налогов и сборов;
—отношений по взиманию налогов и сборов;
—отношений, возникающих в процессе налогового контроля;
—отношений, возникающих при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
—отношений, возникающих при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Можно предварительно охарактеризовать налоговое право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в системе налогообложения и сборов.
Из первичного исследования системы налогообложения и сборов следует, что она состоит из пяти групп родственных (но не однородных) общественных отношений; которые (исходя из неоднородности этих отношений) должны регулироваться нормами налогового права, относящимся к различным отраслям права. Так, общественные отношения по установлению и введению налогов и сборов являются властными. Нормы налогового права, регулирующие их, должны относиться к отраслям конституционного, муниципального, финансового, административного права.
Правоотношения по взиманию налогов и сборов имеют преимущественно властный характер, но допускают возможность применения договорных форм (к примеру, предоставление налогоплательщику инвестиционного налогового кредита, заключение соглашения о залоге имущества или поручительстве в обеспечение исполнения обязанности по уплате налога). Поэтому нормы налогового права, регулирующие эти отношения, должны относиться к финансовому, административному и, в меньшей мере, к гражданскому праву.
Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, должны регулироваться нормами налогового права, относящимися к финансовому и административному праву.
Последние две группы отношений в системе налогообложения и сборов (возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) должны регулироваться нормами налогового права, относящимися к отрасли административного права.
Как следует из анализа спектра общественных отношений, входящих в систему налогообложения и сборов, неоднородность общественных отношений в системе налогообложения и сборов делает невозможным использование при регулировании налоговым правом какого-либо одного отраслевого метода, но взаимосвязанность и родственность этих общественных отношений предопределяют формирование метода правового регулирования налогового права как синтез финансово-отраслевого и административно-отраслевого метода (поскольку среди норм налогового права доминируют нормы именно финансового и административного права). Причем преобладает, как представляется, все-таки административно-отраслевая составляющая метода налогового права. Это объясняется большой ролью при регулировании системы налогообложения и сборов подчинения как при государственном отраслевом управлении, здесь экономические методы руководства имеют исключительно факультативное (дополнительное) значение.