Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Единый социальный налог, его природа, цели, задачи
Вторая часть Налогового кодекса, принятия 5 августа 2000 года федеральным законом № 117-ФЗ ввела в действие с I января 2001 года новый налог - единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Этот налог заменяет собой совокупность действующих взносов в Пенсионный фонд населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и государственный фонд занятости Российском Федерации (последний попросту ликвидируется). Данная альтернатива обусловлена желанием Правительства мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь, а также стремлением обеспечить более строгий контроль за учетом и поступлением средств в соответствующие фонды.
Таким образом, налогоплательщик-работодатель, который до этого начислял и оплачивал взносы отдельно в каждый фонд и представлял отчетность также в разрезе фондов в порядке и сроки, установленные каждым фондом в отдельности, с 2001 года в соответствии с вновь введенным порядком освобождается от множества имеющихся проблем. Сокращается отчетность, уменьшается количество проверок предприятий, что влияет на работоспособность предприятия. Это возможно потому, что на основании федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), возлагается на налоговые органы. Налоговые же проверки по Налоговому кодексу ограничены до двух в течение календарного года по одним и тем же налогам с запретом повторных проверок за проконтролированный налоговый период. Вместе с тем упрощается исчисление данного налога,
так как устанавливается единая база для обложения им. Так до 2001 года порядок начислений на выплаты в пользу работников регулировался соответствующими законодательными и нормативными актами отдельно по каждому фонду.
Для правильного исчисления и уплаты соответствующих взносов необходимо было изучить множество различных нормативных документов.
Единый социальный налог, заменяемый совокупность действующих отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фонды (за исключением государственного фонда занятости населения Российской Федерации), установил единую налогооблагаемую базу и сроки уплаты.
Кроме того, суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5 процентов (с учетом I процента с работников в Пенсионный фонд Российской Федерации) до 35,6 процентов (по максимальной ставке) с введением регрессивной шкалы, т, е. чем выше доход работника, тем меньше ставка социального налога (что должно стимулировать работодателя к легализации высоких выплат сотрудникам). Планируется, что пенсионный фонд начиная с конца 2002 года всем гражданам будет направлять справки о суммах накопления на их лицевых счетах. Тем самым граждане смогут сами контролировать свой пенсионный капитал.