Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Понятие налогового планирования
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми, не запрещенными законом способами. Согласно ст.89 ГК и закону "о собственности" собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб ", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве" презумпцией облагаемости "налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе (источники дохода не облагаемые налогом перечислены в ст.20 Налогового Кодекса Республики Молдова (далее НКРМ). Ст. 11 Закона Республики Молдова " Об основах налоговой системы" предусматривает, что налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по исчислению и уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством.
Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.
Под налоговым планированием понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 40 % - 50 % и не перебираются в "налоговые гавани ", где ставки этого налога 2 - 5 % или он вовсе не применяется.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20 - 25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - " налоговых гаванях ". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и" налоговыми гаванями "далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных. Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер.
Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т. д Молдова также не является исключением, и таковые льготы все больше закрепляются законодательством, инициируя предпринимательскую активность и инвестиционную привлекательность. Так Глава 7 Раздела 2 Налогового кодекса устанавливает различные льготные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран - " налоговых гаваней ", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем" налоговые гавани ", очевидно, уступают развитым странам.
Но даже и для" базовых "компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране - " налоговой гавани ". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7 - 8 лет равносильна полному освобождению от налога. Молдова находится в начале пути развития экономики и думается, что последнее нововведение было бы одним из начинаний стратегического экономического развития.