Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Пределы и принципы налоговой оптимизации в налоговом консультировании
Представляется, что экономическая обоснованность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности в будущем может стать причиной острых налоговых конфликтов между налогоплательщиком и налоговыми органами. Поскольку, может случиться так, что если по мнению налогоплательщика его расходы будут оправданными, то налоговый инспектор может посчитать обратное и исключить те или иные затраты из сформированных расходов (одновременно с соответствующим начислением недоимки, пени и штрафа).
Следовательно, плательщики налога на прибыль должны быть готовы всегда четко и однозначно обосновать и доказать правомерность своих расходов, и особенно тех, которые способны вызвать пристальное внимание представителей налогового контроля.
Конкретные и четкие критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов вырабатываются практикой, но о некоторых аспектах говорится уже сейчас. В настоящее время рекомендовано рассматривать два таких аспекта:
1) оправданность размера расходов;
2) оправданность самих расходов как таковых, то есть их необходимость для экономического субъекта.
По первому аспекту, любая обоснованность и оправданность расходов должна подтверждаться позитивными последствиями для производственной и финансово-экономической деятельности налогоплательщика. То есть при обосновании расходов необходимо четко показать, как это в перспективе благотворно повлияет на его экономическое положение в будущем. Иными словами налогоплательщик должен однозначно доказать, что в динамике его производственной деятельности та или иная операция оправдана и необходима.
По второму аспекту – экономическая оправданность тех или иных расходов, должна быть обоснована их разумность. Вместе с тем разумность (или неразумность) тоже являются оценочными категориями, что находит закрепление в праве. В частности, это следует из п.3 ст.53, п.2 ст.72, п.2 ст.76, п.2.ст.314 Гражданского кодекса РФ. Более того, гражданское право вообще защиту прав участников гражданского оборота ставит в прямую зависимость от разумного и добросовестного осуществления этих прав и отказывает в их защите в случае выявленного злоупотребления правом (ст.10 ГК РФ).
В этом аспекте разумность, добросовестность действий налогоплательщика также имеют прямое отношение к его деятельности по несению обоснованных и оправданных расходов.
Разумность расходов должна обозначать в первую очередь соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности.
На практике возможно возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами в случае, когда налогоплательщик несет затраты по однородным договорам, т.е. когда у предприятия есть несколько договоров со сторонними организациями по одному и тому же предмету.
Второй принцип налоговой оптимизации
– нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.
Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.
Если в развитых странах налоговое планирование является повседневным элементом деятельности любых компаний, то в современной России дело обстоит несколько иначе. Нельзя ссылаться на зарубежный опыт при осуществлении конкретных операций. Подобные ссылки не являются аргументом.
Неэффективность построения метода оптимизации налогообложения на пробелах в законодательстве проявляется в отношениях законодатель - налогоплательщик. Оперативность внесения изменений и дополнений в нормативные документы очень высока. При этом существует реальная опасность введения нового порядка исчисления и уплаты налогов (и соответственно ответственности за его нарушение) задним числом. В большей степени это относится к механизму реализации отдельных положений законодательства, регулируемого ведомственными инструкциями. Зачастую новый порядок налогообложения, установленный путем конкретизации отдельных положений законов инструкциями Министерства по налогам и сборам РФ, вступает в силу, с момента вступления в силу закона, а не инструкции, опубликованной спустя два-три месяца.