Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Противодействие налоговым правонарушениям в России
Способы борьбы с уклонением от налогов через механизм страхования менялись по мере изменения законодательства. Но практически всегда они сводились к ограничению налоговых льгот, ужесточению контроля и штрафных санкций.
Однако существует и другой, либеральный подход, связанный с расширением льгот по отнесению страховых платежей на себестоимость, что ведёт к переориентации страховых компаний на реальное страхование. Смысл подобных мер заключается в том, что страховые компании получают достаточное поле для деятельности и без применения зарплатных схем.
С 2002 года предприятия могут выводить из-под налога на прибыль расходы, связанные со страхованием имущества и ответственности. Таким образом, налогоплательщики смогут вычесть из налогооблагаемой базы в полном объёме все расходы на обязательное страхование и практически все расходы на добровольное страхование (затраты, связанные со страхованием транспорта включая трубопроводный, грузов, объектов незавершённого строительства, расходы на страхование ответственности за причинение вреда и т.п.); 3%-й норматив будет сохранён только при страховании работодателями своих работников.
К либеральным мерам можно отнести планируемое правительством РФ привлечение страховых компаний к участию в реформировании пенсионной системы и расширением льгот, связанных с отнесением страховых платежей на себестоимость. Снижение рождаемости в стране породило ситуацию, когда существующая распределительная пенсионная система не может обеспечить необходимого уровня пенсионного обеспечения. Концепция новой пенсионной системы предусматривает три компонента пенсионного обеспечения: государственная (социальная) пенсия, которая будет ниже, чем уровень пенсионного обеспечения в настоящее время; пенсия, которую обеспечивает своим сотрудникам работодатель; пенсия, обеспечивающая за счёт средств самих работников. Для второй составляющей предполагается разрешить относить платежи в страховые компании и пенсионные фонды в размере 14% от объёма реализуемой продукции. Платежи физических лиц по страхованию жизни с выплатой пенсии не включаются в совокупный доход, а пенсионные выплаты освобождаются от налогообложения. Таким образом, на работодателей и страховые компании перекладывается часть социальных функций государства – пенсионное обеспечение.
Условием либерализации в отношении страхового бизнеса является отказ страховых компаний от зарплатных схем. Именно этот подход многие специалисты и аналитики считают наиболее перспективным с точки зрения развития рынка реально страхования и отказа страховых компаний и их партнёров от зарплатных схем в пользу реального страхования.
Анализ развития российского страхового рынка показывает, что предприятия, изначально использующие страхование только для зарплатных схем, часто становились клиентами страховых компаний по таким классическим видам страхования, как имущество, грузы, страхование от несчастного случая. Расширение возможностей страховых компаний в области реального страхования сделает экономически нецелесообразными дорогостоящие зарплатные схемы. Таким образом, при выборе стратегии государственных органов отношении зарплатных схем предпочтение отдаётся либеральной стратегии, суть которой сводится к расширению реального страхования за счёт освобождения от налогов страховых платежей и выплат.
Идеология уклонения от налогов связана не только с их величиной. Более серьёзной причиной является недоверие государству как институту, выполняющему определённые, в том числе социальные функции. К таким функциям относится обеспечение медицинского обслуживания, государственных пенсий, пособий по безработице, обязательного страхования от несчастных случаев и болезней – именно на эти цели предназначены средства соответствующих внебюджетных фондов, формируемых на средства налогоплательщиков. Однако реальная ситуация с уровнем и качеством государственной социальной защиты определяет выбор каждого налогоплательщика между уплатой налогов и уклонением от налогообложения с целью получить средства сегодня и распорядиться ими по собственному усмотрению.