Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Организационная структура управления налоговыми органами
С точки зрения налогового администрирования разные страны имеют разные потребности и находятся на разных уровнях развития. Первую группу образуют страны со сложной организационной структурой налоговых органов – такие, как США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада и др.
Вторую группу составляют страны, имеющие относительно компактные структуры налоговых органов – например, Австралия, Бельгия, Дания, Португалия, Финляндия, Швеция, Швейцария и др.
В третью группу входят в основном страны с относительно малым числом налогоплательщиков по сравнению с первыми двумя группами, кадровый состав налоговых органов в них может составлять до 2-х тысяч сотрудников. Это такие страны, как Кипр, Мальта, Люксембург и др.
Особенности построения организационных структур налоговых органов в разных странах мира состоят в следующем.
Во-первых, налоговые органы могут иметь единую общегосударственную структуру (Германия, Франция, Швеция) или состоять из разных звеньев, соответствующих уровням государственного управления (США, Швейцария).
Во-вторых, налоговые органы могут входить в общую систему управления финансовыми делами государства или действовать на относительно автономной основе. Например, в Германии налоговые органы действуют на правах подразделений министерства финансов, а в Великобритании и Швеции – как самостоятельные государственные агентства, в оперативном порядке действующие независимо от министерства финансов. В США министерство финансов так таковое вообще отсутствует: бюджет составляет специальное управление при президенте, а его исполнением по расходам занимается Федеральное казначейство, и по доходам (сбором налогов) – СВД.
В-третьих, различается традиционное построение системы налоговых органов – по отдельным видам налогов (косвенные налоги, подоходные налоги, таможенные сборы, обложение недвижимого имущества и т.д.) и комбинированное. Например, в Великобритании и Швеции сбором всех косвенных налогов и таможенных пошлин занимается единое налоговое ведомство. При этом в некоторых странах прослеживается тенденция к объединению всей работы по сбору всех видов налогов в рамках единой налоговой структуры.
В-четвёртых, в последнее время отмечается движение от традиционного иерархического построения системы налоговых органов (низовое звено, районное звено, региональное звено, центральные органы управления) к двухзвенной или даже однозвенной структуре. Так, в США вся работа по обработке налоговой информации и по контролю за поступлением всех федеральных налогов концентрируется в семи укреплённых компьютеризированных центрах, каждый из которых охватывает территорию нескольких штатов. Применение такой технологии для малых и даже средних стран может дать возможность объединения всей работы по налогам в едином (территориально и организационно) налоговом центре.
Можно выделить и такую особенность организации налогового процесса в современных развитых странах, как передача некоторых функций налоговых органов частным структурам. Кроме таких уже закрепившихся в широкой практике действий, как сбор налогов через привлечение услуг частных банков (удержание налога при переводе доходов за рубеж, уплата НДС и т.д.) и использование контрольной работы независимых аудиторов (проверяющих правильность исчисления прибыли банков, страховых компаний и акционерных обществ). Следует отметить также привлечение услуг частных фирм для разработки компьютерного обеспечения работы налоговых органов, обработки больших массивов данных, в отдельных областях контрольной работы, и т.д.