Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Проблемные банки прибавят работы арбитражному суду
Похоже, что у многих налогоплательщиков, имевших дело при уплате налогов с проблемными банками, наступят трудные времена.
Налоговые органы совместно с УВД ведут тотальные проверки и самих банков, и их клиентов на предмет законности оформления платежей в бюджет. Проверяют долго и многих. Ведь за прошлый год бюджет, например, только в Приморском крае получил недоимку в размере 240 млн. руб. (по России эта цифра составляет 35 млрд. руб.) Все это деньги, списанные со счета клиентов, но не дошедшие по назначению. В прошлые годы такой проблемы практически не существовало. Она возникла с началом действия нового Налогового кодекса и выросла в доходный бизнес с момента оглашения знаменитого постановления Конституционного суда, подтвердившего наступление исполнения обязательств налогоплательщика с момента списания денег с его счета. К этому времени проблемных банков было предостаточно. Кто-то из них, стараясь удержать клиентов и решить их проблемы, брал "грех" на себя. К таким можно отнести Дальрыббанк, СБС-АГРО. Кто-то путем построения всевозможных схем (в том числе вексельных) неплохо на этом заработал - список этих финансовых институтов весьма велик и малознаком широкой публике.
В управлении Министерства по налогам и сборам предоставили длинный список московских банков, о которых, даже активно интересуясь банковской системой, мы и не слышали. О чем вам, например, говорит название ОАО "Коммерческий банк" или "Союзавиакосмос", Соцвоенбанк или "Ридест"? И, тем не менее, некоторые приморские предприятия в момент кризиса умудрились открыть у них счета и решить свои проблемы с долгами бюджету.
С момента введения Налогового кодекса налоговая служба утратила право давать разрешение на открытие банковского счета. Предприятие и банк обязаны лишь уведомить налоговую о новом счете. Налоговики, начиная с лета прошлого года, неоднократно предупреждали остерегаться банков, страдающих "непроходимостью". Тем временем и ЦБ России своим письмом № 182-Т закрепил положение о том, что банк, у которого в течение трех дней отсутствуют деньги на корсчете, не имеет права принимать платежные поручения на перечисление налоговых платежей.
Тем не менее, процесс шел. Банки "шалили", клиенты пытались перевесить свои застрявшие деньги на плечи бюджета. Спокойно взирать на эту ситуацию МНС не могло и 8 октября 1999 г. своим письмом "Об отзыве неисполненных документов клиентов проблемных банков" рекомендовало налоговым инспекциям приглашать к себе налогоплательщиков, убеждать их отозвать платежные поручения и исполнить их через более надежные кредитные организации. Таким образом, клиенты проблемных банков должны были признать себя должниками со всеми вытекающими последствиями, то есть согласиться не только потерять застрявшие деньги, но и заплатить штрафные санкции за несвоевременность уплаты налогов .
16 ноября 1999 г. МНС издало еще одно письмо "О дальнейших мерах по ликвидации задолженности проблемных коммерческих банков и их клиентов перед бюджетами всех уровней", которым строго-настрого всем территориальным инспекциям запретило засчитывать денежные средства в качестве исполненных обязательств, если к банку территориальным учреждением ЦБР была применена санкция в виде запрета на проведение налоговых платежей.
В общем, куда ни кинь - везде клин. И с этим клином, видимо, столкнется достаточно большое количество налогоплательщиков (напомним, сумма таких "висяков" - 240 млн. руб.). У некоторых из них налоговая уже начала снимать зависшие долги в инкассовом порядке со счетов "живых" банков.
Однако не все так безнадежно. Потому что не все так однозначно в позиции налоговиков. Слишком много возникает противоречий между письмами и указаниями МНС и ЦБР и Налоговым и Гражданским кодексами. Налогоплательщики обращаются в арбитражный суд и многие из них выиграли его. В Тамбовской области в их числе можно назвать Котовский завод пластмасс.