Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоговое регулирование в зарубежных странах
Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Регулирующие цели может преследовать как отмена налоговых льгот, так и введение новых налогов. Классическим примером служит введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходование на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок. А вот более современный пример решения с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения в ер-мании акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в результате длительной пропагандистской кампании о вреде курения.
С помощью налогов в западных странах решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на оснащенные ими автомобили. Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки, используемые в старых двигателях. Так «компенсировались» дополнительные расходы на катализаторы. И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя и наличия (или отсутствия) катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических дециметров владелец автомобиля с катализатором уплачивает налог 13 марок 20 пфеннигов, а без катализатора — 30 марок. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, применяются еще с 70-х гг. в США, а теперь практически повсеместно.
Во многих странах местные органы управления регулируют цены и продукцию отраслей общественного пользования.
При возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает, что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов и росту цен. Монополия возникает в том случае, если на рынке оказывается один поставщик товара. На таком рынке конкуренция отсутствует, поскольку конкурентов попросту не существует. Монополист полностью обеспечивает рынок и может назначать за свой товар любую цену или поставлять его в любом количестве. Сделать и то, и другое одновременно не получится, поскольку будет сказываться ограничительное действие спроса при повышении цен.
Образование монополий может происходить в силу различных причин. Картель создается независимыми ранее компаниями соглашением о цене и квотах на производимую продукцию. Одним из видов мирового картеля является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В США понятие «монополия» применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством.
В любом случае необходимо ограничение негативных последствий деятельности монополий, и ведется оно по нескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовское законодательство. Особенно жестким оно является в США и Японии. Но при этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство стали, в определенной мере сельское хозяйство (Германия). В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них — не прибыль, а удовлетворение потребности общества.