Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Заключение
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимых в большинстве странах экономической реформы, в том числе и в нашей стране. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьёзной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоёв населения.
В этих условиях в качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:
- адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение;
- универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно-правовых форм собственности;
- одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
- обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости двойного налогообложения;
- научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы;
- дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости имущества, которая в то же время обеспечивала бы нормальное развитие основ рыночного хозяйствования;
- стабильность ставок налога на длительный период времени, простота их исчисления;
- установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного минимума; единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков;
- создание мощной, чётко действующей, технически оснащённой налоговой службы;
- чёткое распределение налогов по уровням государственного управления.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьёзной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
[1] См.подроб.:Будилов-Ниттельман Н.Ф. Налогообложение международной предпринемательской деятельности как оьъект исследования в ФРГ и России.СПб., 2000.С.11.
[2] См.: Рыжкова Е.А. Влияние норм Шариата на финансовое право мусульманских стран ⁄⁄Финансовое право зарубежных стран: Сб. науч. Тр.⁄ Под общ. Ред. Г.П.Толстопятенко. М.: МГИМО (У) МИД России, 2001. С.8.
[3] См.: Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков.2001.С.77.
[4] См.: Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т ⁄ Пер. с фр. М., 1994. Т.П. С. 53.
[5] См.: Толстопятенко Г.П. Соч. С. 132-133.
[6] См.: Журавлёва О.О. Указ. Соч. С.57
[7] См.: Шепенко Р.А. Подоходный налог с предприятий в КНР ⁄ ⁄Налоговый вестник. 1998. №4. С.72.
[8] См.: Ялбулганов А.А. Налог на компании во Франции ⁄ ⁄Налоговый вестник. 1998. №4. С.76.