Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Налоги и налоговые системы федеральных, конфедеральных и унитарных государств
В зависимости от того, как разграничена компетенция органов центральной и региональной власти в сфере налогообложения, налоговые системы федеральных государств могут различаться по степени их централизации.
К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему в целом и налоговую систему в частности, относится и Германия. Это одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Земли, имеющие высокие доходы, такие, как Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым субъектам федерации. Основным источником бюджетных доходов в Германии являются налоги, которые подразделяются на общие налоги, налоги федерации, налоги земель и общин.
В соответствии со ст. 106 Основного закона ФРГ 1949 г. Общими являются подоходный налог, НДС и налог на корпорации. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации распределяются поровну федерацией и землями. Доли же поступлений от налога с оборота определяются федеральным законом, принимаемым с одобрения бундесрата. Эти налоги фактически являются бюджетообразующими. Распределение средств от общих налогов может быть проиллюстрировано на примере подоходного налога с физических лиц: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5%-в бюджеты соответствующих земель и 15%-в местные бюджеты[11].
Федеральные власти, кроме того, получают доходы от следующих налогов: таможенных пошлин; косвенных налогов на потребление; налога с грузового транспорта; налога с оборота капиталов, на страхование и с обменных операций; единовременного имущественного налога и компенсационных сборов; налогов, собираемых в рамках Европейского сообщества.
В пользу земель поступают: имущественный налог; налог с наследства; налог на автомашины; налог с транспорта; налог на пиво; сборы с игорных учреждений.
Общины получают часть поступлений от подоходного налога, которая резервируется землями за общинами из платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Часть поступлений от прямых налогов и от косвенных местных налогов также передаётся общинам. Им же принадлежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не имеет в своём составе общин, то указанные поступления принадлежат земле.
В качестве примера организации налогообложения на основе относительной децентрализации можно рассматривать налоговую систему такого федеративного государства, как Австралия. В состав Австралийского союза входит 6 штатов и 2 территории. Кроме того, на местном уровне существуют в общей сложности около 900 городских администраций, муниципалитетов, графств и посёлков.
Система налогов в этой стране трёхуровневая: Выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего таможенных пошлин на импортные товары. Порядок установления и введения налогов в Австралии имеет свои особенности и включает принятие двух законодательных актов.
Основными налогами, взимаемыми в Австралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль компаний.
Подоходный налог с физических лиц является федеральным. Его субъектами являются физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Однако ставка налога различается в зависимости от того, проживает налогоплательщик в Австралии постоянно или нет. Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20700 австр. Долларов составляет 20%, а с дохода более 50 тыс. австр. Долларов- 14102 австр. Долларов +47% с суммы превышения. Для нерезидентов установлены повышенные налоговые ставки. С дохода до 20700 австр. Долларов ставка налога для них составляет 29%, а для дохода более 50 тыс. австр. долларов- 17045 австр. долл. +47% с суммы превышения. Налог взимается посредством удержания у источника выплаты дохода на основе декларации, которую подают лица, работающие не по найму, и уплачивается посредством внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от предпринимательской деятельности. В последнем случае налогоплательщик может осуществить те же вычеты, что и компания.
Налог на прибыль компаний также взимается федеральными властями. Его плательщиками являются юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между валовой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка налога составляет 36%. Уплата осуществляется на основе декларации.