Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Введение
Взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 «Налог на добавленную стоимость», частью II Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок начисления, возмещения (налоговый вычет) и уплаты налога на добавленную стоимость (далее НДС), изложенного в главе 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), значительно многограннее и шире, чем будет показан в данном реферате. Задача, поставленная при написании данной работы, заключается в попытке показать конспективно существенные элементы НДС. При этом необходимо упомянуть вкратце историю возникновения налога.
При переходе к рыночным отношениям налог возник с начала 1992 года с момента вступления в силу Закона РФ от 6 декабря 1991г. № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость». До момента вступления в силу главы 21 НК РФ (2001 год), за 9 лет существования закона, последний претерпел около 30 изменений и дополнений, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений). Это в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения. Следствием изменений закона стали сложившиеся в России рыночные отношения, изменения менталитета налогоплательщика, которые потребовали от законодателя устранения и пересмотра отдельных положений закона, а также огромная по своим масштабам арбитражная практика, которая показала пробелы в порядке исчисления и уплаты налога. Накопленный за последнее десятилетие опыт по порядку начисления и уплаты НДС не пропал даром и реализовался в Налоговом Кодексе РФ.
С одной стороны, статьей 1 Закона об НДС было определено, что « .налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».
Однако, с другой стороны, статьей 7 Закона об НДС предусмотрено, что « .сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения». При этом статья 3 данного закона четко определяет, что «объектами налогообложения являются: а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг .».
Таким образом, на законодательном уровне были разделены два понятия:
ü определение налога;
ü порядок его исчисления.
Вместо обложения налогом разницы между стоимостью реализованной продукции и затратами на ее производство (что, собственно говоря, и представляет собой добавленную стоимость), налог рассчитывается как разница между суммами налогов (полученного от покупателей и оплаченного поставщикам).
Исходя из сказанного сформулируем алгоритм исчисления НДС, который можно представить в виде следующей формулы:
НДС-1 = НДС-2 - НДС-3,
где:
НДС-1 - сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;
НДС-2 - сумма НДС, исчисленная с объектов налогообложения;
НДС-3 - сумма НДС, подлежащая вычету, которая уплачена при приобретении ресурсов производственного назначения.
Сумму налога, подлежащую вычету, иногда называют «входным НДС». Однако в ряде случаев входной НДС может и отсутствовать - например, при приобретении производственных ресурсов у лиц, не являющихся плательщиками НДС. В этих случаях сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, может и превысить добавленную стоимость, рассчитанную в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью затрат на их производство и реализацию. Формально данная ситуация противоречила определению НДС, содержащемуся в статье 1 Закона об НДС, - « .налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости .», однако не противоречила порядку исчисления НДС, установленному в статье 7 этого же закона. На данное обстоятельство было обращено внимание в решении ВС РФ от 18 января 1999г. № ГКПИ 98-733.
Данный вывод органично сочетается и с положениями зарубежных налоговых систем, где НДС существует уже не одно десятилетие: «Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота . Однако продавец имеет право вычитать сумму налога, которую он согласно выписанным ему счетам-фактурам уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг .» - определение, содержащееся в Оксфордском толковом словаре «Бизнес»;