Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Особенности возниконовения монополизма на российском
рынке.
Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.
Спецификой монополизма в России является также то, что монополистические структуры формировались "сверху". Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства.
Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу 1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2 — 3 промышленных гиганта. Например, из 19 основных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6 — на двух предприятиях и 4 — на трех предприятиях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на четырех, а морозильников — на трех предприятиях. На трех предприятиях было сконцентрировано производство 15% переносных телевизоров [6, с.129].
Система планового производства и распределения произведенной продукции привела еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.
В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, в которых оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию
издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в отраслях с растущей экономией на масштабах производства, что подразумевает, что издержки производства снижаются по мере увеличения объема выпуска. Данная ситуация наиболее характерна для таких отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация, для почтовых и транспортных услуг. В таких отраслях подчас существуют лишь одна или немного фирм, находящихся в монопольном, либо олигопольном положении. В России естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка. Графически их положение по данным за первое полугодие 2001 года представлено на рисунке 1
Рисунок 1. Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями России. (11, с. 30)
Проведение структурных реформ в отраслях естественных монополий сдерживается особенностью их организации. Так, в МПС сохранилось отраслевое министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Напротив, "Газпром" осуществляет только хозяйственные функции, а государственные сосредоточены в Минтопэнерго и Федеральной энергетической комиссии. Концерн успешно действует внутри страны и за рубежом, обладает централизованной внутренней структурой, контролирующей трансфертное ценообразование и финансовые потоки. Вместе с тем вопрос о его реструктуризации остается актуальным.
Дальше всего структурные реформы продвинулись в РАО "ЕЭС России", но не столь удачно как в РАО "Газпром". Указ президента о реформе в электроэнергетике не был выполнен в полной мере. Региональные компании в ряде случаев вышли из-под контроля РАО и попали под сильное влияние региональных властей. Единство энергетической системы в экономическом смысле было нарушено, а конкурентный сектор так и не создан. В итоге руководство компании не смогло добиться улучшения деятельности компании и продвигать дальше структурные реформы. Число работников росло, а показатели эффективности снижались.
Вместе с тем, наметился перелом в отношениях между монополиями и
их потребителями. Энергетики, оказавшиеся под жестким тарифным контролем, приняли решение "придать своей монополии человеческое лицо". Монополисты меняют тактику общения с потребителем, пытаясь вести политику индивидуальной работы с каждым из них. Изменилось отношение и потребителя к монополии, оказывающим все большее давление на поставщика.