Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Анализ ситуации на современном этапе
В отличие от упрощенной системы налогообложения, система налогообложения в виде единого налога для отдельных видов деятельности более сложная и требует ведения раздельного учета, если налогоплательщик занимается другими видами деятельности, подпадающими под иной режим налогообложения. Вместе с тем с введением гл. 26.3 НК РФ можно проследить сужение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. С 01.01.2002 до 01.01.2006 количество налогоплательщиков, уплачивавших единый налог на вмененный доход, сократилось до 1 819 215, что составляет 10%. Связано это не с тем, что налогоплательщики потеряли интерес к системе налогообложения в виде единого налога для отдельных видов деятельности, а в основном с процедурой перерегистрации индивидуальных предпринимателей, проведенной в 2005 г. Необходимо отметить, что численность индивидуальных предпринимателей, применяющих эту систему, значительно больше, чем организаций. Так, в Республике Татарстан численность организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога для отдельных видов деятельности, составила 11,6%, а индивидуальных предпринимателей - 88,4%. Однако следует учесть, что количество организаций из года в год растет.
При применении системы налогообложения в виде единого налога для отдельных видов деятельности корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (К2), играет большую роль в расчете единого налога. С переносом полномочий по установлению значения этого коэффициента на муниципальный уровень все проблемы, существовавшие на уровне субъектов Российской Федерации до 1 января 2006 г., переместились на муниципальный уровень.
Каждое муниципальное образование принимает решение о введении на своей территории единого налога на вмененный доход и установлении соответствующего значения коэффициента К2. Так, в Казани коэффициент К2 устанавливается в зависимости от видов предпринимательской деятельности, например: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств - 1,0; оказание ветеринарных услуг - 0,6; общественное питание (рестораны) - 0,7. В других городах Республики Татарстан эти коэффициенты имеют иные значения (табл. 2).
Таблица 2
Значение коэффициентов К2, установленных на территориях муниципальных образований Республики Татарстан в 2006 г.
Вид деятельности |
Казань |
Наб. Челны |
Бугульма |
Мамадыш |
Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей |
1 |
1 |
0,4 |
0,5 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения |
0,5 |
- |
0,3 |
0,5 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей |
1 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
Согласно данным табл. 2 муниципальные образования с 2006 г. наделены полномочиями по установлению значений коэффициентов К2. Следует отметить, что в г.г. Бугульма и Мамадыш коэффициенты по видам деятельности разбиты еще по зонам. Так, в Бугульме установлено шесть зон: по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей - с первой по шестую зону они составляют 0,05, 1,1, 0,15, 0,2, 0,3, 0,4. Как видно, к выполнению данной функции муниципальные образования подходят по-разному, поэтому значения коэффициентов разнятся, а в некоторых муниципальных образованиях они явно завышены.
Из этого следует, что в настоящее время не решена проблема разработки и использования системы коэффициентов, наиболее полно отражающих уровень экономической активности организаций и предпринимателей без образования юридического лица, в частности коэффициента инфляции, который должен учитывать покупательную способность населения, уровень потребительских цен и реальные доходы физических лиц, являющихся конечными носителями единого налога при осуществлении расчетов с реальными налогоплательщиками. Поэтому необходимо продолжить работу по анализу реальной потребности населения в товарах и услугах, их соответствия сложившимся на рынке требованиям, а также информации о реальных доходах населения на различных территориях муниципальных образований Российской Федерации.