Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс) |
Налоговой кодекс России
Посетители сайта
Правовая база деятельности налоговых органов
Особо следует сказать о правовой базе деятельности налоговых органов субъектов РФ.
Кроме названных нормативных актов к источникам налогового законодательства относятся нормативные акты органов законодательной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Учитывая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, вышеупомянутые акты не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством, либо дополнять его.
Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а также городов и районов.
Полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определены Конституцией РФ, ст.ст.4, 12, 14, 15 НК РФ.
В настоящее время в регионах России сложилась определенная система региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.
Практически повсеместно введены региональные лицензионные сборы, в большинстве административно-территориальных образований (городах и районах) введены и действуют по 3-6 местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.
Поступления от региональных и местных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составили в I полугодии 2000 года 14,5 млрд. рублей, что составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента от поступлений в бюджеты территорий или возросли против соответствующего периода 1999 года на 17 процентов.
Анализ структуры поступлений от указанных платежей свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 70%; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений 10%; существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов поступления от сборов, связанных с осуществлением лицензионной деятельности 7%, что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере.[8]
В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, финансовыми и правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.
В целях координации этой работы при органах законодательной и исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой политике, в состав которых включены налоговые работники.
Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие основные принципы регионального и местного налогообложения.
Получило развитие взаимодействие налоговых органов с налоговой полицией, правоохранительными органами по контролю за выполнением решений местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных рейдов, проверок.
Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в большинстве случаев приведены в соответствие с действующим законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы. Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.